Судьба казака Василия Кирпичева
Оглавление / О книге / От автора / Стр - 1 / Стр - 2 / Стр - 3 / Стр - 4 / Стр - 5 / Стр - 6 / Стр - 7 / Стр - 8 / Стр - 9 / Стр - 10 / Стр - 11 / Стр - 12 / Стр - 13 / Стр - 14 / Стр - 15 / Стр - 16 / Стр - 17 / Стр - 18 / Стр - 19 / Стр - 20 / Стр - 21 / Стр - 22 / Стр - 23 / Стр - 24 / Стр - 25 / Стр - 26 / Стр - 27 / Стр - 28 / Стр - 29 /
21. ВСТРЕЧА С М. С. НАКОНЕЧНОВЫМ.
ШКОЛА № 61
В. В.: Как-то моя мама на Тракторозаводском рынке встретила Матвея Степановича Наконечнова - нашего Киквидзенского военкома в годы войны. Он работал в Волгограде сначала прорабом, а потом - в Волжском учителем труда в школе №2. Матвей Степанович очень сердечно, с душой и радостью отнесся к вести о том, что призывник Киквидзенского военкомата после войны вернулся живой, что я здесь, в Сталинграде. Расспросил, где я работаю, и сказал, что есть место учителя труда во вновь открывшейся школе.
Директор новой школы Зубков Владимир Ефимович согласился принять меня на работу, но фабричное начальство никак не хотело меня отпускать. И лишь только после того, как заведующий РайОНО позвонил в Райком партии, оттуда дали на фабрику распоряжение отпустить меня в школу.
Когда я услышал фамилию директора школы, я вспомнил, что в Киквидзе перед войной приезжала подруга Вали Наконечновой Шура Зубкова. Оказалось, что это родная сестра моего нового директора! Каких только чудес не бывает! Вот на этой фотографии 1939 года сняты обе подружки с учителем физкультуры Ильей Емельяновичем.
Все свои тридцать два года - возраст, в котором вернулся из заключения, я был глубоко униженным человеческим существом. В пионеры меня не принимали. В комсомол тем более. Жгучее чувство вопиющей несправедливости не давало мне покоя. И я решил своим трудом доказать, что не являюсь врагом своему народу. Власть политическая в стране меняется, а Родина - одна, -Россия. Я - патриот своей Родины.
Часто ночью, когда ложусь спать, вспоминаю все пережитое. Всплывают в памяти слова Ольги Форш: «Люди не рождаются преступниками, они зависят от обстоятельств, в которых находятся. И нередко становятся преступниками только потому, что сами жестоко теснимы». Это - в романе «Радищев».
И вот, мой бывший военный комиссар помог мне устроиться на работу в школу. Это была школа №61 в районе Спартановки. Северная окраина города была хаотичным массивом одноэтажных застроек частного сектора. Но в это время разворачивалось строительство Сталинградской ГЭС, и на правом берегу Волги начиналось возведение огромного микрорайона, которым в наши дни является современная Спартановка.
Начиная свою деятельность учителем труда, я сразу поставил перед собой цель сделать так, чтобы мои уроки стали уроками профессионального обучения школьников. Здесь у меня было большое поле для творчества. Мне пригодилось все, чему меня еще в детстве научили мой дед и отец, и, конечно, все, что приходилось делать своими руками на фронте и в Воркуте.
Если мои ученики осваивали токарный станок, то они не просто гнали материал, как говорят, «в стружку», а делали определенные детали, нужные для последующей сборки каких-то изделий, и за эти детали ученикам начислялись деньги. Впервые в городе в нашей школе был организован производительный труд детей.
У меня была заведена строгая система отбора учеников в это производство. Непременным условием являлась хорошая учеба по всем предметам. Если в дневнике «двойки» или «тройки», в мою хозрасчетную группу ученик не допускался, пока не исправит оценки.
Но оставаться со своими восемью классами образования мне было нельзя. Я поступил в вечернюю школу (тогда эта школа называлась «школа рабочей молодежи» - ШРМ) и через два года, закончив ее, получил аттестат зрелости. В том же году сдал вступительные экзамены на заочное отделение Московского энергетического института.
Работа в моей мастерской была построена так, чтобы максимально поощрять и стимулировать инициативу самих учеников. На любом заводе, который что-то изготавливает, имеется отдел технического снабжения. В централизованном порядке поступают необходимые материалы. Возможно ли в условиях школьной мастерской организовать что-нибудь подобное? Да практически нет. Поэтому у нас основным источником добывания металла или дерева являлись ...многочисленные мусорки и свалки. Каждый ученик имел задание собирать информацию о своих наблюдениях и приносить ее в мастерскую. Иногда на свалке оказывались какие-нибудь металлические детали, иногда - старая мебель. У меня был автомобиль «Запорожец» с багажником наверху. На нем я привозил все, что находили мои «разведчики». Я много лет «дружил» с той мебельной фабрикой, на которой начинал свой трудовой путь в Сталинграде. На фабрике часто в отходы шли обрезки досок толщиной до 60 миллиметров. Из этих отходов на нашем токарном станке мы с учениками наточили скалок, нужных каждой хозяйке на кухне. Многие ученики подарили такую скалку своим мамам, и многим учителям в школе тоже досталось наше изделие в праздничный День учителя. Из бросовых материалов мы изготавливали «плечики» (вешалки) для одежды. Ученики привыкали чувствовать ценность каждой, пусть небольшой и бесхитростной, но сделанной своими руками вещи.
Рядом с одним из цехов Тракторного завода находился завод «Электромонтаж», на котором изготавливалось различное оборудование, в том числе ящики для установки в подъездах жилых домов электросчетчиков и других приборов. Мы заключили договор с этим предприятием на изготовление шарниров металлических крышек. Завод снабжал нас металлическими прутками, из которых ученики под моим наблюдением вытачивали необходимые детали. За их изготовление нам начисляли небольшие деньги.
Но однажды ученик сообщил, что при транспортировке большой партии металлических прутьев часть этой партии высыпалась на проезжую часть дороги. Мы немедленно с учениками туда пришли, установили с помощью красных флажков «оцепление» и, сначала этот металл убрали с дороги (никто из проезжавших водителей не хотел этого делать), а потом на моем «Жигуленке» отвезли в мастерскую. Теперь каждый выточенный шарнир стал стоить не 26, а 60 копеек, - поскольку мы его делали из «своего» металла, а не из заводского. Мы два года работали на этих заготовках, и старшеклассники получали зарплату до 100 рублей в месяц. (Новейший транзисторный приемник тогда стоил 84 рубля).
В. М.: Но вы знаете, ваша школа не была в городе единственной, где работало собственное хозрасчетное производство. В Ворошиловском районе была школа № 21, директором которой в 60-е годы была знакомая Вам учительница химии из Киквидзе Вера Тимофеевна. Только профильным производством в этой школе было изготовление мебели - табуреток, стульев для детских садов и прочее. Рядом была мебельная фабрика, с которой школа заключила договор о сотрудничестве.
Заработанные школьниками деньги шли на приобретение путевок в пионерские лагеря, проведение экскурсий. Помню, в каком-то году большая группа учащихся школы во главе с директором ездила на Фестиваль двадцать первых школ страны (!), который проходил в Ташкенте (!). Продолжайте, Василий Васильевич.
В. В.: Для ведения работы в кружках, повторюсь, были нужны материалы, которые приходилось добывать по-разному. Вспоминаю один случай.
Иногда мне доводилось выполнять некоторые «особые поручения» директора школы. Ну, например, вручить букет цветов от коллектива заведующей райОНО. Одно время на этом посту работала Побединская Любовь Валентиновна. Когда я к ней пришел, она, вполне довольная, поблагодарила меня, спросила о моей работе. А у нее были какие-то связи в отделе материально-технического снабжения на заводе «Красный Октябрь». И она при мне позвонила на завод и попросила оказать шефскую помощь школе в приобретении нужных для кружковой работы материалов.
Я поехал на завод на своем «Запорожце», и «набил» его до крыши и еще выше крыши самыми разными деталями и материалами. Ассортимент выпускаемой в нашей мастерской «продукции» значительно расширился.
Тогда - в 60-70-е годы - автомобиль, а уж, тем более, личный, являлся довольно экзотическим транспортным средством, о котором «простым» советским людям приходилось только мечтать. Поэтому в моем автокружке дети познавали автомобиль как одно из достижений человеческой цивилизации. И в план своей работы в автокружке я включал, - конечно же, - изучение устройства автомобилей и изготовление моделей их различных марок. В то время на наших дорогах еще не ездили любые диковинные иномарки, как сейчас. Поэтому основное внимание уделялось изучению устройства и созданию моделей различных грузовиков. Бензовоз, пожарная машина, машины с различными кузовами для перевозки людей, хлеба. Мы их делали по чертежам, в точном соответствии с оригиналами. Наши модели имели резиновый привод и могли самостоятельно проезжать небольшое расстояние. На кузова наносили надписи из свода основных заповедей водителей: «Не уверен - не обгоняй», «Тише едешь, - дальше будешь» и другие.
На выставках детского технического творчества наши модели получали много призов, а я, как руководитель автомодельного кружка, был награжден специальным Дипломом.
В. М.: Вы вспомнили добрым словом заведующую районо Л.В.Побединскую. Мне очень было приятно услышать это имя, потому что она работала в нашем Ворошиловском районе в той же двадцать первой школе и была близкой подругой Веры Тимофеевны. Часто бывала у мамы в гостях, и я хорошо помню эту цветущую, яркую, жизнелюбивую женщину.
У Вас в архиве я нашел огромную кипу поздравлений в день Вашего 60-летия. Было много искренних посланий и в стихотворной форме. Я хочу привести здесь несколько строф:
И ребята, как на праздник,
В мастерскую к Вам идут.
И любой у Вас проказник
Любит дело, любит труд.
В чем секрет? Откройте нам? –
Вы обходитесь без мам,
И без пап, без педсоветов –
Как Вам удается это?
А секрет довольно прост:
Вы не любите безделья, -
Обучаете уменью
Тайны ремесла познать, -
Чтобы Человеком стать!
В. В.: Очень много учеников школы прошло через стрелковый кружок, созданный в моей мастерской при помощи и содействии общества ДОСААФ, которое в те годы проводило большую работу по допризывной подготовке парней. Пройдя соответствующую аттестацию, я получил лицензию на право организации такого кружка и получение необходимого количества пневматических винтовок («воздушек»). Были подготовлены специальные стенды, и дети получали первые навыки в стрельбе. Большим стимулом в этой работе являлась возможность получения специального значка «Меткий стрелок», который получали те ученики, которые набирали на контрольной стрельбе определенное количество баллов. Носили его с гордостью. По воскресеньям, помню, на улице стояли толпы старшеклассников, ждавшие своей очереди, чтобы попасть в наш школьный «тир».
Но все знали, что попасть на это «стрельбище», можно было, соблюдая два условия. Первое - это строгая дисциплина. Винтовка, даже пневматическая, - это оружие, с которым нельзя было баловаться или играться. Чтобы кто-то из детей навел, пусть даже не заряженный, ствол на дружка, - это было совершенно недопустимо. Каждый, кто спускался в мой «тир», разговаривал шепотом и ходил на цыпочках.
Второе условие - такое же, как в хозрасчетной группе - хорошая успеваемость по всем предметам. Стрелять ко мне приходили с дневником. И, если были двойки или записи типа: «Вызываются родители», то такой ученик винтовку не получал, пока не приведет свой дневник в порядок.
Этот стрелковый кружок был эффективным средством отвлечения детей от пустого «болтания» по улицам. И хулиганства было в те годы несравнимо меньше, чем сейчас.
Но я был учитель труда, еще и играющий на баяне. Помню, в 1970-м году очень торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Наша школа должна была выступить на городском празднике в честь этого юбилея. Директор школы вызвал меня и поручил подготовить выступление, которое было бы оригинальным и имело бы свою «изюминку».
Я сделал уменьшенную копию танка Т-34, который стоял и стоит на Площади у Тракторного завода, изготовил из фанеры макет, наши художники этот макет раскрасили. Директор школы раздобыл солдатские каски в одной из воинских частей. Хоровая группа разучила песню «Три танкиста» и пела ее под мой аккомпанемент. Наше шествие с танком Т-34 в миниатюре и под музыку песни М. Блантера вызвало всеобщий восторг, и было отмечено как лучшее. На моем пиджаке - юбилейная медаль в честь 100-летия В.И.Ленина (о котором разговор еще будет впереди - В. М.).
В школе я также вел уроки черчения. Этот предмет я сам очень любил, когда еще учился в Киквидзе. В школе № 4 Трактороза-водского района черчение вел Николай Семенович Сапрыкин. Он разработал эффективный метод преподавания предмета по предварительно приготовленным карточкам, позволяющий более продуктивно использовать время урока. Уходя на пенсию, он все свои разработки подарил мне, и я работал по его карточкам.
И вот однажды я раздал ученикам карточки, и они начали выполнять свои задания. Хожу по классу и наблюдаю за работой учеников, подсказываю. У одной парты увидел свою карточку смятой и лежащей на полу. С крайним возмущением сказал: «Сережа, ну что же вы, как поросенок, сделали с карточкой?». На что в ответ услышал: «Если я поросенок, то вы - свинья».
Что было делать? Я сказал классу: «Извините, пожалуйста, раз я - свинья, - зачем я в классе буду?». Демонстративно закрыл дверь и вышел. Минут за пять до конца урока захожу в класс. Стоит идеальная тишина. Та карточка - разглаженная - лежит на моем столе. Дали звонок. Я объявил: «Ребята, урок закончен». Но тут ко мне подходит Лена - староста класса - и говорит: «Василий Васильевич, мы всем классом приносим Вам свои извинения». Отвечаю: «Позволь, Лена, почему вы должны просить извинения? Это я должен просить. Сережа (мальчик поднялся), прости меня и извини, что я первым сравнил тебя с поросенком, а ты остроумно сказал (при моем возрасте), что я - свинья. Молодец, извини меня».
Часто мои коллеги по школе - как поступали, если провинился ученик? Отбирают дневник, а то и портфель, вызывают родителей, снижают оценку. Я никогда этого не делал. Я все конфликты улаживал сам. И часто на педсоветах директор школы говорил: «Учитесь у Василия Васильевича. Хотя он не заканчивал пединститутов, но у него с педагогикой все в порядке».
Ну, а в том классе, где описанный случай произошел, с дисциплиной мне просто было делать нечего. Прихожу - тишина идеальная. Раздаю листочки, и дети работают, - оценки - пять, четыре. Вот вырезка из газеты с фотографией, сделанной на моем уроке труда.
Школа стала последним местом, куда пришли мои «проверяющие». Я им сказал: «Перестаньте за мной следить. Я - учитель. Сею «разумное, доброе, вечное»». И, действительно, больше они не приходили.
Я уже называл директора школы М. А. Розка (директор после В.Е.Зубкова). Он очень часто сидел на моих уроках, собирая материал для своей диссертации, тема которой была связана с трудовым воспитанием школьников. Не знаю, защитил ли он свою диссертацию, - его потом перевели в другую школу.
Но однажды он вызвал меня и сказал, что оформляет документы на присвоение мне звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Мне нужно пройти предварительное собеседование с завгорОНО Чернягой Инной Михайловной (она, работая в городском отделе образования, курировала нашу школу и знала педагогический коллектив). Я съездил на прием, мне все объяснили. Но когда узнал, сколько документов и справок о моей прошлой жизни нужно собрать, взмолился перед Афанасием Максимовичем и попросил оставить меня в покое.
В. М.: Я просто не могу себе представить, что директор школы, который сам имел звание Заслуженного учителя, представлял к такому званию учителя - трудовика (!). Представляют математика, литератора, историка - это обычное дело. Но трудовика! Этот человек должен на своем месте сотворить просто педагогические чудеса, чтобы такое представление случилось. Даже в масштабах огромного количества школ в огромной стране этот прецедент тянет на рекорд Гиннеса! (Интересно, как читатели вспоминают уроки труда во время своей учебы в школе?). Я поздравляю Вас с самим этим фактом, хотя знаю, что было дальше, - когда Вас попросили в числе необходимых документов изложить всю Вашу биографию. И Ваше военное и воркутинское прошлое так и осталось неведомым и для горОНО, и для директора, и для всех учителей школы. Слава Богу.
В. В.: Но директор продолжал «выделять» меня в своем коллективе, и предложил мне вступить в Партию, сказав, что первым даст мне рекомендацию.
Опять мне пришлось под всяческими предлогами отказываться, чтобы не дать повод «ворошить» мое прошлое.
В школе все годы моей работы (40 лет) о моем «дошкольном» периоде НИКТО НИЧЕГО не знал.
В одном только случае я не смог моему директору отказать. «Ну что же, - в Партию ты не хочешь, на пять лет раньше на пенсию уйти со званием Заслуженного, - не хочешь. Давай, хотя бы поучись в вечернем университете марксизма-ленинизма. Ты должен повышать свой идейно-политический уровень». И вот я два с половиной года ходил в профтехучилище №8, где слушал лекторов из Обкома партии. Получил удостоверение с правом выступления с лекциями. Этим правом я ни разу не воспользовался, но сами лекции на курсах слушал с большим интересом. Особенно лекции профессора Першина.
Все это было еще в старом здании школы. Но ввиду того, что район Спартановки быстро застраивался, учебные классы оказались переполненными, и началось строительство нового современного здания на берегу Волги по улице Грамши. Директор школы Василий Федорович Драчиков назначил меня куратором строительства, чтобы еще в самом начале предусмотреть все необходимое для учебного процесса. Все мастерские, все подсобные помещения. Обычно как бывает? Здание примут, а потом долго его доделывают, переделывают, приспосабливают. А наша новая школа со дня открытия была готова к учебному процессу на 100 процентов.
В. М.: Когда новая школа строилась, то старое здание работало с большой нагрузкой, и директором этой школы с 1986 года была Александра Ивановна Столярова. Позже она работала и в новом здании. Василия Васильевича она знала давно, и, хотя сейчас Александра Ивановна на заслуженном отдыхе, я попросил ее поделиться своими воспоминаниями о годах их совместной работы с В. В.Кирпичевым. Вот что она рассказала мне в беседе по телефону 2 октября 2011 года.
А. И.: Василий Васильевич работал в школе очень долго. У нас сначала было старое здание, а потом построили новое. Так вот в старом здании он организовал автошколу и впервые в городе наши выпускники получали водительские права. Он построил гараж и с помощью соседнего ПТП мы приобрели автомобиль, на котором наши старшеклассники получали навыки вождения, и сдавали экзамен по автоделу и вождению автомобиля.
А когда мы перешли в новое здание (на берегу Волги, по ул. Грамши), то Василий Васильевич организовал обучение наших учеников работе на станках. Мы заключили договор о сотрудничестве с двумя цехами Тракторного завода: сварочно-сборочным и цехом Трансмиссии-1. Работники завода установили нам в школе станки и под руководством Василия Васильевича ученики старших классов учились на них работать. Затем они проходили практику непосредственно в заводских цехах и после аттестации раз в неделю работали на заводе, получая за эту работу зарплату. Василий Васильевич первым в городе организовал мастерскую производительного труда. Для школы это имело большое значение. Мы помогали заводу, а завод очень помогал нам в наших многочисленных нуждах.
Кроме этого, В. В. Кирпичев вел с мальчишками-старшеклассниками кружок моделирования, где подростки сами изобретали модели различных технических устройств.
Высокий берег Волги, на котором расположилось новое здание школы, был местом ожесточенных боев, которые здесь вели с передовыми частями немецких войск воины 124-й отдельной стрелковой бригады под командованием С. Ф. Горохова. Наши ученики прямо на школьном дворе находили осколки, гильзы и другие трофеи военных лет, и коллективом школы было принято решение о создании школьного музея.
Работа по сбору экспонатов для музея была поручена преподавателю немецкого языка Петровой Валентине Григорьевне. А всю работу по изготовлению витражей, стендов, панно, необходимых для размещения музейной экспозиции, выполнил со своими помощниками - учениками Василий Васильевич. И когда вся эта трудоемкая работа была завершена, в нашем музее стали проводиться экскурсии для жителей Спартановки, учащихся школ Тракторозаводского района. А каждый год 2 февраля мы приглашали в школу ветеранов Великой отечественной войны, знакомили их с новыми экспонатами нашего музея, силами учащихся проводили праздничный концерт. После концерта ветераны проходили в наш кабинет домоводства, где за чашкой чая вспоминали и пели фронтовые песни под баянный аккомпанемент нашего Василия Васильевича.
Большим событием в истории школьного музея стал приезд бывшего комиссара 124-й отдельной бригады генерал-полковника В. А. Грекова, который провел в нем около пяти часов, и очень высоко оценил нашу экспозицию. На базе музея под руководством В.Г.Петровой велась большая поисковая работа, за которую музей и Валентина Григорьевна были награждены Дипломом министра обороны.
Как директор школы, я могу сказать, что Василия Васильевича в педагогическом коллективе его все очень любили и уважали. Мы с сожалением провожали его на пенсию.
Уже оформив пенсию, он продолжал работать по обслуживанию нашего здания. И в этой работе ему постоянно добровольно помогали ученики, особенно мальчишки, которые просто «липли» к нему.
И сейчас, уже давно будучи на заслуженном отдыхе, Василий Васильевич помогает коллективу школы вести работу по патриотическому воспитанию учащихся. Администрация школы приглашает его на все торжественные мероприятия, и его выступления как ветерана войны и труда перед учениками по своему эмоциональному воздействию просто незаменимы.
В. М.: Спасибо, Александра Ивановна. Я побывал в вашей школе, познакомился с музейными материалами, и хочу поместить в книгу несколько фотографий, рассказывающих об этом уникальном музее.
На заслуженном отдыхе находится еще один бывший директор школы - Лариса Алексеевна Надточеева. Вот что она сказала по телефону.
- Василий Васильевич - талантливый педагог. В те годы, когда я работала в школе, он не раз доказывал, что был хорошим психологом. Не каждый учитель может всегда с учеником «поладить». Из каждого мальчонки он старался сделать «мужичка» с умелыми руками, воспитать в нем чувство ответственности. Причем это - без шума, без «гама», как часто бывает, без назиданий, без «ругни». Ребята вокруг него, помню, вьются, всегда у него в разных кружках народу полным-полно. В нашей «хозрасчетной» мастерской дети узнавали цену «трудовой копейке», заработанной своими руками.
Не скрою, - мне, как директору, всегда хотелось, чтобы в моей школе было так, как ни у кого. И Василий Васильевич всегда был моим надежным помощником в этом стремлении, поддерживал меня. И даже, когда он сомневался в чем-то, - потому что понимал, что ученики сделанное разорят, и толку не будет, - все равно добросовестно мои задания выполнял вместе со своими юными помощниками. У нас было много в школе всяких уютных «уголков», всяких поделок из дерева (которое, замечу, тогда было трудно достать). Руки золотые у Василия Васильевича.
Мой предмет - русский язык. Любому словеснику много приходится писать на доске, а доски плохие, на них ничего не видно. По моей просьбе Василий Васильевич изготовил для кабинета №15 замечательную стеклянную доску, которая даже лучше, чем современные интерактивные доски. С той далекой уже поры и до сих пор все учителя стараются попасть со своими уроками в этот кабинет.
Провести открытый урок - это головная боль для любого учителя. А Василий Васильевич никогда не отказывался от их проведения. И от его уроков «гости» всегда были в восторге. Однажды он проводил урок труда для группы учителей из Чехии и даже их втянул в изучение тайн обработки металла на токарном станке.
Наверное, в молодости он сформировался таким, что все, кому доводилось с Кирпичевым общаться, испытывали человеческое тепло, радость. Он и мастерски играл на баяне, он и пел. Дачник он потрясающий. У него все изумительно не только по вкусу (сама не раз убеждалась), но и по красоте. Он в общем-то эстет большой.
Да и в нашем школьном дворе... У нас в то время биологом работала учительница немолодая, но талантливая. И вот Василий Васильевич ей помогал воплотить ее задумки. В то время наш школьный двор был просто сказкой.
В. М.: Во время своего посещения школы, я беседовал с некоторыми преподавателями, которые помнят В. В.Кирпичева по совместной работе. Одна из них - учительница начальных классов Кузнецова Валентина Николаевна. Когда я ее спросил - какие у нее остались воспоминания о Василии Васильевиче, она ответила:
– Мои воспоминания о Василии Васильевиче не ушли в далекое прошлое, я и сейчас с ним общаюсь. Мы живем рядом, а мой класс шефствует над Василием Васильевичем. Мы дружим. Мой муж - командир воинской части, в которой Василий Васильевич уже много лет - почетный гость. Его часто приглашают на праздничные мероприятия и его выступления перед солдатами всегда познавательны и интересны. У меня сохранилась видеозапись, сделанная на Мамаевом кургане во время проведения присяги молодыми воинами. К нам приезжал генерал-майор Кузнецов. Вместе с ним на почетной трибуне был митрополит. А рядом стоял и, конечно, выступал с обращением к молодым связистам ветеран Василий Васильевич Кирпичев. Этот сюжет показывали по телевидению.
Что я могу сказать о нем как о человеке? Он - замечательный, веселый человек. До сих пор может выполнить подтанцовку (показывает), «Теркина» читает наизусть. С ним всегда комфортно и интересно. Может угостить вином: («Валя, я сам не пью»). Прибавит какую-нибудь прибаутку по-русски, да еще с острым словцом. Столько молодого задора, сколько есть у него, можно только пожелать сегодняшней молодежи.