Светлой памяти волгоградских музыкантов-фронтовиков в год 70-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом посвящается
В.МАДЯНОВ
КОНЦЕРТ
В ГОСПИТАЛЕ ВЕТЕРАНОВ
ВОЙН
(записки школьного учителя)
Волгоград, 2013 г.
ББК 85.313(2Рос-4Вог)
А в т о р - с о с т а в и т е л ь :
В.А.Мадянов,
музыковед, преподаватель школы искусств №1 г. Волгограда
Р е ц е н з е н т :
А.В.Климов,
Заслуженный деятель искусств,
член Союза композиторов России
Мадянов Владимир Александрович.
М13 Концерт в госпитале ветеранов войн [Текст, ноты]: (записки школьного учителя) [для преподавателей детских музыкальных щкол, школ искусств, гимназий и лицеев, а также лиц, интересующихся вопросами культуры и искусства Волгоградского региона]/ В. Мадянов. – Волгоград: Экспресс-печать, 2013,86 с.: ил. Светлой памяти волгоградских музыкантов-фронтовиков в год 70-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом посвящается.
В издании освещается уникальный опыт работы объединения «Сочинение музыки» на базе «Школы искусств и детского творчества» (в настоящее время «Школа искусств №7 им. М.А.Балакирева») Дзержинского района Волгограда. С показом своих сочинений, посвященных теме войны, ученики школы выступали на различных творческих конкурсах, на отчетных концертах в своей школе. Главными событиями в деятельности этого объединения стали выступления с концертной программой в Госпитале ветеранов войн, которая включала не только собственные сочинения детей, но и любимые песни фронтовиков. Нотный материал этих выступлений опубликован в книге.
Учащиеся объединения приняли также участие в первых Фестивалях «Детская творческая неделя на родине А.Н.Пахмутовой» в номинации «Сочинение музыки». В книге рассказывается об истории зарождения Фестиваля, инициатором которого стала школа искусств №1 Кировского района, и приводятся документы, рассказывающие о детских годах композитора из Бекетовки и ее приездах на малую родину в разные годы.
В книгу также помещена глава, посвященная памяти волгоградского композитора-фронтовика сокурсника А.Н.Пахмутовой по Московской консерватории орденоносца Виктора Николаевича Семенова (1919-2009) и памяти композитора Льва Алексеевича Бурова (1936 – 2008), который вел занятия с детьми-композиторами до 2004 года.
Часть материалов книги изложена на сайте: http://www.v-madyanov.ru
ББК 85.13(2Рос-4Вог)
ОТ АВТОРА
Сегодня 7 января 2013 года. Весь православный мир празднует Рождество Христово. Основная часть моей книги написана, но именно сегодня у меня родилось ощущение того, что необходимо добавить вступление.
Любому человеку на восьмом десятке лет есть, что вспомнить. По жанру эта книга – мемуары, воспоминания. Пишут их обычно люди, получившие широкую известность, добившиеся признания, званий и наград. У меня ничего этого нет. Ни наград, ни званий. Единственная скромная, но неординарная награда, которую я ценю больше всего, - это стоящий в книжном шкафу в красивой эбонитовой рамке размером 23х17 см Диплом. На нем написано: ЗА ВЕРНОСТЬ ПРОФЕССИИ. Подписал его ректор Волгоградского Института искусств им. П.А.Серебрякова Дмитрий Рафаэлович Арутюнов. В этом Институте (где я начинал свое музыкальное образование) таким Дипломом награждаются преподаватели, проработавшие на его кафедрах 40 лет. И вот в 2007 году за активное участие в организации городского конкурса по музыкальной литературе теоретики колледжа выступили с ходатайством перед ректоратом. В школу, где я всю жизнь проработал, было послано Благодарственное письмо за подписью проректора С.Матохина. На моем Дипломе стоит регистрационный № 20. Я оказался двадцатым человеком, получившим такой Диплом. (Бывший ректор Института пианистка-концертмейстер Т.Бабкина получила эту награду позже меня). Правда, нашлись «доброжелатели» (а у меня их очень много), которые возмутились таким прецедентом и нажаловались начальнику городского управления по культуре. Об этом мне рассказал сам начальник, с которым мы оказались соседями по столу на вечере, посвященном памяти Владимира Мигули в клубе Союза писателей. Больше такой Диплом не покидал стены «Серебряковки».
Могу предположить, что этот символический приз я мог бы получить и как преподаватель этого учебного заведения на улице Мира, 5а. Сразу после моего госэкзамена в училище меня пригласила в свой кабинет директор Пожарская Галина Евгеньевна и предложила работу преподавателя-теоретика. Мне еще только предстояло поступать в консерваторию, и я не решился уйти из ДМШ №4, где уже проработал три года, - поэтому в училище начал работать в качестве совместителя. Но теоретиком в училище я побыл недолго. В Волгограде шла активная подготовка к созданию организации Союза композиторов. Заочно класс композиции Ленинградской консерватории закончил в том же году Анатолий Климов, работавший до этого клавишником в ансамбле ресторана «Волгоград». Как пополнению местной композиторской организации ему надо было открыть «Личное дело». Ну, - не солидно для композитора работать в ресторане (так тогда считалось)! И вот худрук Филармонии ученик Д.Шостаковича М.А.Кацнельсон добился, чтобы на мое место преподавателя училища взяли А.В.Климова. Прямо во время урока ко мне пришли завуч В.И.Копнов с Кацнельсоном и Климовым. На этом моя педагогическая деятельность в родном училище закончилась, а я стал усиленно готовиться к поступлению в консерваторию, оставшись по сей день преподавателем школы, «школьным учителем». Вернись на титульную страницу, дорогой читатель, на которой написано: консультант заслуженный деятель искусств А.В.Климов. Да, это тот самый Анатолий Васильевич Климов, с которым наши судьбы впервые пересеклись в теоретическом классе училища искусств 45 лет назад.
Но я несколько отвлекся от главного. Школа искусств много лет являлась моим основным местом работы, но не единственным. Судьба свела меня с опытными профессиональными музыкантами, которых объединяла композиторская секция при Доме народного творчества, основателем и руководителем которой в течение долгого времени являлся Михаил Семенович Зубач.
В истории музыкальной культуры послевоенного Сталинграда этот человек сыграл особую роль. Он родился в 1910 году в Чернигове, вырос в музыкальной семье и всестороннюю профессиональную подготовку получил у известного педагога Е.В.Богословского, ученика и друга С.И.Танеева. После переезда в Сталинград молодой музыкант был руководителем хора городского Дома Красной Армии и заведовал музыкальной частью Сталинградского драмтеатра.
Во время войны Михаил Семенович возглавлял фронтовую агитбригаду, которая дала 770 (!) концертов на Южном, Юго-Западном, Донском и Сталинградском фронтах.
После окончания Сталинградской битвы М.С.Зубач возобновляет работу в городском драмтеатре, который в то время работал в помещении зимнего Дома культуры Сталгрэса. Он пищет музыку к спектаклям «За тех, кто в море», «Русский вопрос» и другим. Кировский район в те годы являлся не только административным, но и культурным центром города. Весной 1944 года опытный музыкант обратился к дирекции 91-го военного завода (сейчас это – объединение «Химпром») с предложением создать хоровой коллектив из работниц завода. Это предложение было встречено с энтузиазмом, и на втором этаже заводоуправления начались репетиции. Еще шла война, и хор начал свои концертные выступления в госпиталях, заводских общежитиях.
Есть поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот в моем архиве есть фотография хора завода №91. В августе победного 45-го в Москву съехались музыкальные коллективы разных городов Союза на Фестиваль, посвященный (мы привыкли, что дальше будут идти круглые цифры – 30, 40, 50- летию)… Нет, посвященный ПОБЕДЕ! Через три месяца после окончания войны! И вот представлять музыкальный Сталинград на этом Фестивале городов поехал хор, которым руководил Михаил Семенович Зубач. Вот фотография хора, сделанная… в Большом зале Московской консерватории на фоне органных труб. Подсчитайте сами, сколько певуний в этом коллективе! Позже, в 80-е годы, я много общался с участницами этой исторической поездки.
На этой фотографии в центре – представители горсовета, завкома профсоюза. Крайний справа в этой группе – 35-летний руководитель хора Михаил Семенович Зубач.
Творческая деятельность М.С.Зубача надолго стала связанной с Кировским районом. В 1948 году открылся вновь построенный Дворец культуры химзавода, также названный именем С.М.Кирова. Зал Дворца быстро стал излюбленной концертной площадкой гастролирующих коллективов и артистов. Назову, хотя бы, симфонический Госоркестр под руководством Натана Рахлина. В многочисленных студиях и кружках закипела жизнь. Открылась хореографическая студия, в которой начала свою деятельность замечательный мастер балерина Надежда Динар. Музыкальным руководителем и концертмейстером у нее стал М.С.Зубач. Для этого коллектива Михаил Семенович написал музыку к оригинальным балетным спектаклям «Красная шапочка», «Лесная сказка», «Здравствуй, луна!» (посвященный полету Юрия Гагарина). Этот балет возили на Всероссийский Фестиваль художественной самодеятельности в Москву, где он получил высокую оценку жюри и зрителей.
В нашем поселке на ул. Баррикадной у меня были дружки – два брата, у которых мама работала в газете. Помню, от нее слышал, что в Сталинграде намечается создание оперного театра … на базе балетной студии ДК им. С.М.Кирова. Многие воспитанницы этой студии стали профессиональными хореографами. Зав. хореографическим отделением в моей ДШИ №1 А.К.Абросимова прошла школу Н.С.Динар. В Доме Культуры Волгогрэса занятия в танцевальной студии также ведет ее воспитаница Г.Т.Лымарева.
Я познакомился с Михилом Семеновичем позже – в 60-е годы, когда начал учиться в училище искусств. Часто видел его за роялем в зале училища, где он выступал с учащимися народного отделения – домристами, балалаечниками. На выпускном экзамене каждый из исполнителей на этих инструментах должен был сыграть произведение концертного жанра (например, концерт для домры с оркестром). Так вот, партию оркестра играл Михаил Семенович. Он свободно читал любые ноты «с листа» («только дайте очки»), и в его репертуаре, как он мне сам говорил, было 22 сочинения концертного жанра (обычно пианисты- концертмейстеры на других кафедрах играют 2-3).
А еще несколькими годами позже судьба свела меня с этим человеком и музыкантом в работе композиторской секции Дома народного творчества (позже эту организацию много раз бестолково переименовывали в ОНМЦ, ОНПЦ и т.п.). Здесь я познакомился с другими опытными музыкантами фронтового поколения, с которыми мне посчастливилось общаться, дружить, перенимать их опыт. Эти имена я назову сразу.
Кобзарев Александр Артемьевич;
Гнездилов Иван Никифорович;
Кобликов Владимир Герасимович;
Бузаев Геннадий Тимофеевич;
Усанов Иван Иванович;
Нагорнов Георгий Никитович;
Пешиков Евгений Петрович.
Помимо этих сочинителей песен (и не только песен), в число самых дорогих для меня людей включу мастеров - хоровиков, которые вкладывали все свое умение, чтобы придать сочинениям композиторов-любителей вполне достойный вид. Это:
Иван Эммануилович Лупол – заслуженный деятель искусств, руководитель хоровой капеллы областной филармонии;
Карнаушенко Иван Дмитриевич – заслуженный работник культуры;
Цыбышев Альберт Павлович – руководитель хоровых коллективов в Красноармейском районе Волгограда, заслуженный работник культуры.
Назову также одного поэта-фронтовика, которого многие местные композиторы считали «своим». Это:
Гольдин Израиль Маркович – автор стихов для многих песен волгоградских композиторов, поэт-песенник.
Об этих людях я расскажу подробнее чуть позже. За счастливым исключением Ивана Дмитриевича Карнаушенко, моего первого педагога в училище искусств, все они ушли в мир иной. Их светлой памяти, делу, которому они служили, я посвящаю эту книгу.
Отзывы и пожелания можно прислать по адресу:
400057, Волгоград, ул. Первой Пятилетки, д. 7, школа искусств №1.
Электронная почта: v.madyanov@mail.ru
Мадянов Владимир Александрович.
М.С.Зубач. Фото 70-х годов.