5. ОСВОЕНИЕ ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ В ТОНАЛЬНОСТИ
Итак, мы попытались проанализировать, почему ученик-пианист затрудняется сделать простейшие перемещения трезвучий в их обращения, высказали ряд частных наблюдений по поводу учебы юных пианистов, сделали предложения по усовершенствованию фортепианной методики, которые могут вызвать, вероятно, много возражений, и возвращаемся в наш класс сольфеджио. После освоения различных перемещений трезвучий наступает следующий этап – овладение навыками построения главных трезвучий лада и их обращений. Необходимо тщательно проработать ступеневый состав этих аккордов. Для того, чтобы связь того или иного тона главных трезвучий с ладом запечатлелась в слуховом сознании прочнее, у себя в классе мы применяли следующий дополнительный способ проработки данной темы. В работе над усвоением ладовых ступеней вместо обычных заданий: «Спой шестую ступень, спой вторую ступень», говорим: «Спой терцию субдоминанты, спой квинтовый тон доминанты» и т.д. Применялось также пение гамм не нотами, не ступенями, а именно сложными, хотя и не очень удобными названиями. Гамма натурального мажора могла бы звучать в таком сочетании терминов: «Тоника, квинта доминанты, терция тоники, субдоминанта, квинта тоники, терция субдоминанты, терция доминанты, тоника». Соединение главных трезвучий и их обращений мы осваивали в конце 4-го – начале 5-го классов. Проработке подлежали наиболее характерные обороты:
Т 3/5 - S 4/6 - T – 3/5; T 3/5 – D 6 - T 3/5; T 3/5 - S 6 - T 4/6 - D 3/5 - T 3/5.
В этой работе мы широко использовали методические разработки А. В. Барабошкиной для 5 класса. Обороты с участием главных трезвучий сольфеджировались мелодически и трехголосно, транспонировались на инструменте. Но при прохождении этой темы мы старались, чтобы ученики не просто освоили тот или иной гармонический оборот, но и понимали и чувствовали то место, которое этот оборот может занимать в музыкальной форме произведения. Если это оборот с субдоминантовым квартсекстаккордом, то после просмотра и прослушивания многих примеров из хрестоматии делался вывод, что этот оборот характерен для начальных построений во многих сочинениях русских композиторов, или же для дополнений в каденциях. Начало 5-го года обучения – очень удобное время для более глубокого знакомства с понятием «музыкальная форма». На уроках музлитературы перед прохождением сложной темы «сонатная форма» мы вводили дополнительный урок, а иногда и два, на которых дети знакомились с основными музыкальными формами. Период, 2-хчастная форма, 3-частная, - без ознакомления с этими основными формами (нельзя их называть простыми, особенно период), - без них невозможно усвоить закономерности наиболее сложной сонатной формы. Конечно, наибольшее внимание уделяем периоду, его многочисленным разновидностям, а также гармоническому языку периодов композиторов-классиков и различным вариантам каденций. Повторю, - очень важно, чтобы какой-нибудь аккордовый оборот изучался не сам по себе, а в связи с музыкальной формой. Например, если рассматривается простейшее доминантовое трезвучие, то ученик должен усвоить, что им у классиков может заканчиваться первое предложение периода. Обороты, включающие субдоминантовый секстаккорд, предшествуют каденциям. И так далее. Но даже, если совершенно оставить без рассмотрения все вопросы гармонии (аккордового сопровождения), и изучение аккордовых средств вести на основе одноголосного мелодического материала из сборников сольфеджио, нельзя не заметить, что те или иные аккорды проявляют себя не в произвольном, а в определенном месте музыкальной формы. Важно, чтобы дети не просто в одной или нескольких песнях или мелодиях диктантов на уроках услышали движение по звукам, например, доминатсептаккорда, но и сделали вывод о том, что почти во всех этих песнях звуки Д 7 предшествуют заключительной тонике. Итак, в возможно большем числе тональностей проработаны обороты с трезвучиями главных ступеней и их обращений. На этом этапе накопленных навыков достаточно, чтобы приступить к гармонизации мелодий этими аккордами.