В. Мадянов - Учим детей подбору аккордов к мелодии и аккомпанированию

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • В.МАДЯНОВ

    Учим детей подбору аккордов к мелодии и аккомпанированию

    (начальный этап)

    1. Введение

    Умение подбирать на инструменте не только мелодию, но и аккомпанемент к ней (пусть даже несложный) – важный практический навык, овладение которым весьма желательно в процессе музыкального обучения. «Настоящий музыкант» - эти слова чаще всего относятся и к подросткам, и к взрослым исполнителям, которые могут не только технически грамотно и с достаточной художественной выразительностью сыграть пьесы, разучиваемые в течение определенного времени, но и не теряются, если возникнет необходимость исполнить новую эстрадную песню, музыку из телевизионного фильма, еще не появившиеся в нотных сборниках, а также хотя бы простейшим образом проаккомпанировать группе поющих людей – будь то семья, отмечающая день рождения или компания  друзей, собравшихся, как в старые добрые времена, чтобы приятно провести вечер. Многие родители отдают своих детей в музыкальные школы больше всего, надеясь и желая, чтобы их ребенок овладел навыками именно бытового музицирования. И, если во многих школах преподаватели умеют научить ребенка (или подростка) грамотно исполнять пьесы классического учебного репертуара (вплоть до фуг и сонат), то гораздо меньше школ и преподавателей, в них работающих, которые могут похвалиться столь же большими достижениями, если задаться вопросом: а как много их выпускников уверенно чувствуют себя за инструментом без нот; как много музыки ученик, а, тем более, выпускник, может сыграть помимо пьес школьной программы? Затрагиваемый вопрос очень «щекотливый», и часто в повседневной педагогической практике его стараются не затрагивать и не поднимать. Считается, что для «свободного» музицирования без нот нужны особые данные, что в этом вопросе особенно ярко проявляется разница в музыкальных способностях. Загляните в  ведомости вступительных испытаний поступающих в школу будущих пианистов. Дети, как правило, уже проучились год, а то и два на подготовительном  отделении. И в ведомостях можно увидеть: слух – 5, ритм -5, память -5. То - есть, считается, что ребенок поступает с «отличными музыкальными данными». Но вот быстро проходят годы учебы, и становится очевидным, что далеко не все старшеклассники или, даже, выпускники хоть в какой-то степени владеют навыками, о которых говорилось выше. Описываемое явление – не частное наблюдение. О нем, как о характерном, часто говорилось на совещаниях разного уровня. Этому вопросу посвящались публиковавшиеся в печати материалы «круглого стола», проведенного редакцией журнала «Советская музыка» совместно с комиссией по детскому музыкальному воспитанию Союза композиторов. В советское время (вспоминается) по музыкальным школам Волгограда рассылалась Памятка городского комитета КПСС, посвященная вопросам развития у учащихся навыков бытового и прикладного музицирования. Особенно часто этот вопрос (иногда  в довольно тревожных тонах) поднимался на страницах журнала «Советская музыка». В этой работе мы не раз будем ссылаться на положения в статье С.Мальцева и М.Розанова «Учить искусству импровизации». Настоящее пособие представляет собой попытку сформулировать задачи корректирования сложившихся традиций в преподавании музыкальной грамоты и сольфеджио, необходимого для обучения навыкам «прикладного музицирования» и  является обобщением некоторого опыта, накопленного в классе сольфеджио детской музыкальной школы №4 Волгограда (ныне школа искусств №1).  Не стоило бы эту работу начинать и публиковать, если бы она была адресована только «теоретикам». Обсуждаемый вопрос – наиболее благодатное поле  для взаимосвязанной совместной работы преподавателей специальных и теоретических предметов, о которой уже не одно десятилетие так много говорится. Конечно, гораздо более подробно будет рассмотрено то, что можно сделать для решения проблемы в классе сольфеджио. Здесь не отрицается роль музыкальных способностей, точнее – особого типа гармонического слуха, наличие которого, не часто встречаемое, делает ненужными методические разработки или советы преподавателей. Заранее оговоримся, что речь будет идти об обучении детей со средними и, даже, элементарными способностями. Но  5 или, тем более, 7 лет учебы детей в школе, - это все-таки большой срок, за который дети хотят, могут и должны хоть чему-то научиться по части подбора аккордов и аккомпанированию. Отправной пункт деятельности любого учителя – школьная программа по его предмету. Методика преподавания сольфеджио давно сложилась и министерская программа по этому предмету  менялась незначительно. Эта последняя («новая») программа пришла на смену старой, утвержденной в Москве восемью годами раньше. Мы тщательно посмотрим, что предусматривается в обеих программах по тому вопросу, который собираемся обсуждать.

    Старая программа содержит специальное приложение «Подбирание мелодий и аккомпанемента» (стр. 45). В нем даны конкретные рекомендации по каждому классу. Не будем пока касаться сути этих рекомендаций. Но, самое главное, они есть. А в новой программе этот раздел вообще снят! Об этом говорится сразу же в аннотации  с добавлением о том, что «в тексте даны основные рекомендации по этому виду работы». Какие же это рекомендации? Они носят самый общий характер. В заключительных двадцати строчках пояснительной записки говорится лишь о необходимости учить подбирать сначала мелодии, затем басы и, позже, аккорды. Утверждается, что эта работа (как и всякая другая!  – В.М.) требует систематических упражнений, что надо обязательно проверять домашние задания в классе и т.д. В основном же разделе программы, где дается довольно детальное разделение изучаемого материала по классам и по отдельным видам его проработки (диктант, определение на слух, пение с листа), подбору аккомпанемента уделяется не более одной строчки с трафаретным содержанием: «Продолжение работы по побору мелодий и аккомпанемента». Не очень склонный к собственным поискам преподаватель не найдет, таким образом, в этой программе готовых рецептов и ее составители, исключив типизированные нотные примеры, видимо, больше всего заботились о том, чтобы создать для пытливых школьных теоретиков особенно большой простор. Авторы новой программы не объясняют своей позиции. Видимо, они опасались механического, пассивного следования нотным образцам, т.е. канонизации, которая часто для творческих поисков становится прокрустовым ложем. К тому же, подробные методические указания не являются задачей программы, которая не может заменить специальные разработки. Пока же такие отсутствуют, либо недостаточно широко известны. Чтобы сделать окончательные выводы о той пользе для реальной работы в классе, которую могут принести  министерские инструкции, перелистаем еще раз Приложение старой  программы. Вслед за подбиранием мелодий, сочинением ответных фраз, начиная с 3-го класса рекомендуется подбирание баса из двух звуков (Т-D), а с 4-го класса – из трех (Т-S-D). В разделе «5 класс» (стр. 53) приводятся примеры гармонизации с помощью трезвучий главных ступеней и их обращений. В разделах «6 класс» и «7 класс» примеров гармонизации меньше. Собственно, - это лишь один пример: первые 4 такта старой песни композитора Соловьева - Седого «Подмосковные вечера» в 6-ти гармонических и фактурных вариантах (это уже хорошо). Все же методические советы особенно, казалось бы, нужные на заключительном этапе работы, сведены к двум сакраментальным строчкам: «продолжить занятия по подбору мелодий и аккомпанемента, включая Д 7 с обращениями». Конечно, о глубине разработки интересующей нас темы в этом приложении говорить не приходится. Но гораздо существеннее другие упущения его авторов. Первое заключается в том, что часто тонико - доминантовые или тонико-субдоминантовые басы весьма чужды выбранным для гармонизации мелодиям. Многие из приведенных в Приложении  русских народных песен («Я на камушке сижу», «Ах, ты, береза», «Во лузях») не нуждаются в гармонизации по нормам классической функциональной гармонии. При такой гармонизации получается тот же стиль, в котором русские народные песни, собранные и записанные меломаном Н.А.Львовым, обработаны чехом Иваном Прачем  в знаменитом сборнике Львова - Прача. Поэтому русские народные песни, особенно древнейшие, - не сосем подходящий материал для обучения гармонизации в классическом стиле, тем более, что они создавались в совершенно иной системе музыкального мышления, в которую понятие функционального баса, как возникшее на определенной позднейшей ступени развития европейской музыки, просто еще не могло войти. Стиль, в котором гармонизация мелодий народного слада выглядит более органичной, - это стиль подголосочный. Как пример стилистически верной ученической работы на досочинение мелодии  приведем фрагмент из конкурсной работы ученицы 4 класса нашей школы Люды Хамовой. В письменном задании (речь идет о школьном конкурсе, предшествовавшем городскому) была предложена для досочинения мелодия в характере народной песни. Вот эта ученическая работа полностью:

    Но вернемся к Приложению программы. В качестве примера гармонизации для старшеклассников (5,6,7-ой) даются всего три образца. Кроме народной песни «Во лузях», это -  популярные в прошлом песни «Уральская рябина» и «Подмосковные вечера». Но вот характерная деталь. Первый пример является первым предложением периода, т.е. незаконченным построением. «Подмосковные вечера» представлены еще более лаконично: одной первой 4-хтактовой фразой. В обеих песнях следующее построение содержит отклонение в параллельный мажор, модуляцию. Но ни  одного примера с гармонизованной модуляцией в Приложении нет. Это дает повод понять составителей программы в том смысле, что они предлагают удовлетвориться отысканием в популярной музыке 4-х или 8-митактовых кусочков, в которых нет отклонений от школьных правил, а наиболее интересующимся – поступать в музыкальные училища, где к концу второго, или началу третьего курса техника перехода из одной тональности в другую изучается. Возникает противоречие. Ведь почти невозможно найти произведение самого бесхитростного, бытового, домашнего «обихода», в котором музыка обходилась бы без модуляций. Но как осваивать модуляции в школе, - об этом составители программы умалчивают. Есть среди старых школьных пособий по сольфеджио одно, в котором содержится раздел, посвященный аккомпанированию. Это «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Г.Фридкина. Несколько последних примеров этого раздела содержат тональные сопоставления. Но это не модуляции, а именно тональные сопоставления параллельных тональностей: d-moll – F-dur;   e-moll – G-dur, и т.д. Поэтому остается лишь сделать вывод о том, что и в школьных программах, и в школьных пособиях, и в известных разработках  министерских методических кабинетов вопрос об овладении средствами тональных переходов при аккомпанировании является совершенно открытым и не разработанным. Но без овладения этими средствами не позже, чем в 5-м классе, работа над целыми произведениями (а не их фрагментами) становится невозможной. В детской музыкальной школе № 4 еще в давнее советское время среди учеников 5-го класса был проведен эксперимент, в результате которого учащиеся пятого класса во втором полугодии учебного года овладели модуляционными переходами в тональности первой  степени родства (есть такое понятие в училищном учебнике по предмету, на котором изучаются аккорды в музыке и имеющем название «Гармония»). Так же, как и ученики «вечерней»  школы (с 5-тилетним обучением), на экзамене в конце года эти  дети исполняли выученные в году сольфеджио) с собственным аккомпанементом. В качестве примеров для сольфеджирования были выбраны мелодии, содержащие изрядное число отклонений в другие тональности. Некоторые примеры включались в билеты повторно, но в разных тональностях. «Жаворонок» М.Глинки давался в 3-х тональностях: c,d,e. «Наш край» Д. Кабалевского тоже в трех: B, C, D. В билеты были включены мелодии популярных советских песен, так же содержащие отклонения и модуляции. Примеры из популярного в то время сборника Калмыкова - Фридкина исполнялись также с обязательным аккомпанированием. Некоторые «льготы» предоставлялись только ученикам-баянистам, но работа с ними, хотя и интересная,– отдельная тема. Многие сольфеджио при этом пелись не по нотам, а со словами, которые иногда приходилось специально разыскивать. Не все ученики в равной степени успешно справились с заданием. Но в целом введение на экзамене пения с аккомпанированием в значительно степени способствовало повышению музыкальности самого экзамена по сольфеджио, который иногда (чего греха таить?) проходит суховато, и на котором часто бывает мало полноценной музыки.      К тому же, те произведения, которые учащимся удалось, пусть и с немалым трудом, разучить в процессе подготовки к такому экзамену, - это музыка, доставляющая удовлетворение и самим детям, и их родителям. Умение исполнять эти произведения долгое время для детей будет полезным. «Сольфеджио» - вокальные упражнения для развития слуха («Музыкально-энциклопедический словарь под редакцией Б. Штейнпресса – М.1967 г.). Словом «сольфеджио» в этом значении мы заменяем недостаточно эстетичное понятие «номера» (В.М.). Поэтому показанные результаты экспериментальной работы получили одобрение администрации и преподавателей школы. С учениками – пианистами эта работа была продолжена в 6-м классе и она уже вызывала меньше затруднений, чем в начале.

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения