• От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОЛЛЕГАМ - ПИАНИСТАМ / Музыкальное пособие для детей

    4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОЛЛЕГАМ - ПИАНИСТАМ

    До сих пор мы говорили лишь об одной стороне несоответствия методов проработки аккордики в классе фортепиано реальным потребностям практического аккомпанирования. Чтобы больше не отклоняться от основной темы нашего реферата, скажем и о некоторых других сторонах этого несоответствия. Как у пианистов проходят контрольные испытания технической подвинутости? Прежде всего, пианисты «сдают гаммы». В одной тональности в течение значительного времени обыгрываются всевозможные мелодические и аккордовые «формулы». Второй вид испытаний (и предшествующему ему титанического по затратам времени и сил тренажа), который не имеет к данной тональности никакого отношения, - это игра аккордовых комплексов от звука. Если первый вид технической работы пианиста – это   многократное повторение одной тонической функции, то второй вид  представляет собой калейдоскоп тональных и аккордовых красок, не имеющих между собой функциональных связей.  С точки зрения функциональной логики многочасовые упражнения учащихся-пианистов представляют собой полнейшую бессмыслицу. И упражнения развивают, главным образом, технические качества и, очень быстро притупляя своим однообразием слуховое восприятие, иногда превращаются в занятия спортивного типа. Музыкального мышления, чувства логики аккордовых последовательностей они не развивают. Вот и получается, что основное, чем занимается юный пианист, это – игра по нотам (в большей  или меньшей степени наизусть). Поэтому, неудивительно, что такой-то пианист, чуть ли не лауреат, не смог саккомпанировать без нот. Его никто этому не учил (теме была посвящена статья С.Мальцевой и Н.Розанова в журнале «Советская музыка»). А ведь можно существенным образом изменить дело. Ежедневные упражнения пианиста можно составить так, чтобы они не только способствовали увеличению растяжек пальцев, свободе, беглости, легкости и т.д., но и развивали чувство функциональной логики. Предположим, маленький пианист разучил заданный педагогом комплекс упражнений в тональностях До – мажор, Фа – мажор, Соль – мажор. Здесь и гаммы,  короткие и длинные арпеджио, и другие составляющие комплекса фортепианной техники. Так вот, вместо того, чтобы играть весь комплекс в одной тональности, а затем (может быть, на другом уроке) – в другой, можно отобрать какой-нибудь один вид движения (например, короткие арпеджио) и сыграть этим способом пройденные гаммы в непосредственной временной связи, - так, чтобы возникала простейшая функциональность: До, Фа, Соль, До. Применив фактуру «Бас – аккорд» и обращения трезвучий, можно сделать мелодически более осмысленной линию баса  (см. нотный пример 5).

    В дальнейшем, по мере изучения аккордовых средств, в функциональную последовательность включаются и септаккорды с обращениями, и отклонения в родственные тональности, и трезвучия побочных ступней. Это будут все те же аккорды, которые звучат и в нынешних «комплексах», но это будут аккорды, объединенные функциональной логикой. Эти аккордовые последовательности учащиеся могли бы составлять сами, исходя из общего минимума технических средств, необходимых для проработки. И на технический зачет ученик приходил бы со своей, непохожей на другие гармонической прелюдией, которую он виртуозно проработал. Тогда, может быть, технический экзамен не превращался бы в тяжелое испытании для слуха педагогов. Но, самое главное, упражнения пианистов, которым они за время учебы посвящают немало времени, должны способствовать накоплению «гармонического багажа» исполнителя в каждой тональности.

          Мечты, мечты…

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения