Обращения трезвучий - пособие по подбору аккордов

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения
  • 3. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ

    Понятие «бас» особенно наглядно, когда нижний голос отделен от остальных, звучит в других октавах. Такая фактура в изложении трезвучия – наиболее реальная. Как можно раньше учеников нужно приучить к подобной двуплановой фактуре: в левой руке – бас, а в правой – трехзвучие. Ученик должен как можно быстрее привыкнуть к тому, что в правой руке могут быть звуки и до-ми-соль, и ми-соль-до, и соль-до-ми, но если при этом в басе неизменное «до» малой или большой октавы, то все это – до-мажорное трезвучие (нотный пример 3а).

    Продолжаем беседу с группой учеников. При перенесении отдельных звуков «теоретического» трезвучия вверх или вниз в басе может оказаться не основной, а терцовый или квинтовый тон. Получившиеся при этом аккорды по-другому звучат, имеют иное интервальное строение. Поэтому им даются особые названия – секстаккорды, квартсекстаккорды. Важно, чтобы дети не только прочно усвоили интервальное строение этих обращений трезвучий, но и понимали само происхождение этих аккордов.     (Результатом отсутствия такого понимания являются иногда встречающиеся ответы старшеклассников  на экзаменах, или их письменные работы, из которых «явствует», что  доминантовый секстаккорд – это терция и кварта от доминанты. Довольно часто можно слышать, что тонический секстаккорд «строится на третьей ступени». Но секстаккорд не строится, он получается в результате октавного переноса. Строится однажды, по терциям, только трезвучие). При овладении навыками построения обращений трезвучий на фортепиано внимание учеников обращается на то, что главным признаком того или иного обращения является наличие терцового  или квинтового тона в басовом голосе независимо от расположения остальных звуков в правой руке. Правая рука может играть звуки до-ми-соль, но если в левой руке «ми» в малой или большой октаве, то построен и звучит секстаккорд (пример 3 б). Здесь же необходимо уделить внимание навыкам чередования трезвучия и секстаккорда. Звуки, извлекаемые правой рукой, могут оставаться на месте. Достаточно изменить только бас (пример 3в). Как показывают наши наблюдения, это очень непривычно для учеников. Даже, если ученик понял, что для того, чтобы после трезвучия сыграть секстаккорд достаточно изменить только бас, еще долгое время его правая рука механически, автоматически  тянется, чтобы сыграть звуки ми-соль-до. Причина этого заключается в том,  что и в классе фортепиано обращения трезвучий осваиваются так же, как и в классе теории, в несколько оторванном от реальной фортепианной фактуры виде. Фортепиано – многоголосный инструмент. Исполнитель может сразу сыграть аккорд из большого числа звуков. И развитие так называемой «аккордовой техники» является предметом забот педагога по фортепиано с младших классов. Но как играются трезвучия и их обращения? Если в правой руке до-ми-соль, то и в левой до-ми-соль. В правой секстаккорд ми-соль-до (причем обычно понятия обращений трезвучий в классе специальности вводятся раньше, чем по программе у теоретиков), и в левой  - ми-соль-до. Поэтому получается, что, не смотря на звучащее многоголосие, начинающий пианист мыслит однопланово. Понятия о басовом звуке как основе аккорда у него нет. С первых же лет, (а часто и месяцев) учебы в сознании ученика формируется очень устойчивый вывод о том, что при каждом перемещении его рук на клавиатуре получается новый, другой аккорд. Поэтому, когда на уроке в 4-м классе ученику нужно после до-мажорного трезвучия сыграть секстаккорд, обе его руки автоматически тянутся вверх. Вот и получается, что, не говоря уже о «теоретических» классах, на уроках фортепиано ученик получает недостаточно навыков, чтобы сыграть на своем инструменте простейшие аккорды. Нам кажется, что не требуется какой-то радикальной перестройки методики освоения аккордов. Просто в число регулярных упражнений ученика должны быть включены упражнения с басом. Пусть в простейшем случае ребенок выдерживает левой рукой основной тон или еще квинту, а перемещает по клавиатуре только правую руку (пример 4а):

    Важно, чтобы при таких упражнениях у ученика формировалось понимание того, что при любых расположениях звуков, исполняемых правой рукой, название всего аккорда (трезвучие это или обращение трезвучия) зависит от басового звука. Не будет лишним и ознакомление ученика с другим фактурным вариантом – когда приводится в звучание сначала один басовый  звук, а лишь затем все остальные звуки аккорда. Такая фактура наиболее типична в романсовой литературе или фортепианных пьесах кантиленного склада, в которых  часто бас и остальной аккорд  разделены в нотной записи паузой. Если попросить выпускников музыкальной школы дать названия аккордам в произведениях такого типа (например, в «Ноктюрне» П.И.Чайковского cis – moll), то подавляющее большинство ответов будут такими: «На первой доле – никакого аккорда, на второй – тонический квартсекстаккорд (и т.д.). Ознакомить учеников с различными фактурными особенностями  изложения аккомпанемента и их причинами (фоническими, художественными) – дело не только преподавателей-теоретиков, но и педагогов по специальности. Слово «фактура» вообще в музыкальных школах звучит очень редко.

     

  • От автора
  • 1. Введение
  • 2. Аккорды и их свойства трезвучия
  • 3. Обращения трезвучий
  • 4. Педложения коллегам - пианистам
  • 5. Освоение главных трезвучий и их обращений в тональности
  • 6. Гармонизация мелодий аккордами главных трезвучий
  • 7. Его величество доминантсептаккорд
  • 8. Учебник под названием "Жаворонок" М. Глинки
  • 9. Работа с шестиклассниками
  • 10. О плане работы с выпускниками
  • 11. Послесловие
  • 12. Приложения