10. О ПЛАНЕ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ
Мы рассказали о той работе, которую успели провести в последней четверти 6-го года обучения. Впереди у нашей группы, которую в какой-то степени можно назвать экспериментальной, еще год с небольшим занятий. Уже сейчас мы обдумываем планы работы в будущем учебном году с тем, чтобы без ущерба для остальных форм работы в выпускном классе (диктант, пение с листа и другое) продолжить и работу по аккомпанированию. Каковы основные направления намечаемой работы? Это внесение в общую гомофонно-гармоническую ткань полифонических элементов (подголосков), особенно в моменты ритмических остановок или пауз в мелодии; это повышение общего пианистического уровня аккомпанемента; это применение колористически более ярких альтерированных аккордов; это укрепление навыков анализа, чтения и переработки трехстрочной романсовой «партитуры» (о необходимости этого вида работы говорилось на стр. 19). На первый взгляд может показаться, что многое из перечисленного здесь не имеет никакого отношения к самому предмету сольфеджио, как совокупности приемов развития музыкального слуха. В самом деле, - прерванный оборот, альтерированные аккорды, - не относится ли это к преподаванию гармонии и не идет ли все это в ущерб сольфеджио? Всякое расчленение музыки на отдельные составные элементы носит условный характер. То же относится и к разделению мелодических явлений и гармонических. В развитом многоголосии позднейшей эпохи европейской музыки мелодия (пусть и важнейшая ее часть) – это – та же надводная часть айсберга, хотя такое сравнение может показаться несколько преувеличенным. Во всяком случае, мы - за то, чтобы на уроках сольфеджио, где бесспорно преобладает одноголосное пение, гармонии уделялось как можно больше внимания (в самых разных формах и проявлениях). Что же касается сольфеджио как системы развития слуха, то мы исходим из убеждения, что игра гармоний на инструменте, а тем более игра, сопровождающая собственное пение, является видом музыкальной деятельности, в наибольшей степени способствующим развитию музыкального слуха. Сошлемся на авторитет Н.А.Римского - Корсакова, считавшего главным фактором слухового развития разные формы практического музицирования (об этом подробно говорится в первом томе методических разработок Е.В.Давыдовой – ЦМК, 1970). Другая сторона вопроса – методическая в самом узком смысле. Как объяснить 11-12-летним детям довольно сложные понятия? Как из обилия нюансов какого-либо гармонического явления выбрать главное? Как найти кратчайший путь к умению практически применить тот или иной аккорд, обойдя дебри теоретических обоснований? Все эти вопросы нас волнуют, так как мы понимаем, что не все из найденных нами решений удачны. Но, несмотря на то, что мы не успели еще придти к твердым и однозначным выводам, наши наблюдения подталкивают нас на мысль, что при объяснении гармонических явлений существующие методы должны быть расширены и дополнены. Пока что считается, что полноценно может быть объяснено лишь то, что может встретиться в мелодии песни (интервалы, аккорды и т.п.). Наш опыт подсказывает, что возможны и другие методы, опирающиеся на возросший уровень развития детей и их кругозор; методы, использующие образные ассоциации, которые облегчают понимание и усвоение музыкальных закономерностей. Но поскольку затрагивается один из самых главных принципов в методике преподавания теоретических предметов в музыкальной школе, более уместно посвятить этой теме отдельный специальный разговор вне рамок настоящего реферата.