Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>
  • КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ - Последний приют

    ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    9. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

     

             Я был на похоронах В. Н. Семёнова в  июле 2009 года. И помню обилие венков и цветов. Но, придя на Центральное кладбище спустя год, я не смог найти могилу композитора. В телефонном разговоре с его коллегой по творческому цеху А. В. Климовым выяснилось, что он тоже не нашел, куда возложить принесенные цветы. Еще через год мои поиски были более успешными. Я нашел скромную могилу с крестом, фотографией и надписью. Было видно, что могила В. Н. Семёнова была просто «приткнута» к солидному захоронению с оградой и гранитным памятником.

           Однажды я  увидел женщину, которая ухаживала за этой могилой.  Она сказала мне, что это могила ее любимого рано умершего мужа, по профессии рабочего, на которой она бывает каждую неделю и приносит живые цветы.  Когда я спросил её про соседнюю могилку с крестом и фотографией, она мне ответила, что давно здесь никого не видела.

          Вот это место на Центральном кладбище. Слева – очень большая по занимаемой площади могила Лапшина Сергея Анатольевича с портретом на черном граните, – и к ней могила В. Н. Семёнова буквально «приткнута». Эту фотографию я сделал в 2011 году.

          На Центральном кладбище я бываю, чтобы навестить могилы отца и других родственников. На этом участке Центрального кладбища похоронены многие деятели волгоградской культуры: поэты, писатели, архитекторы, артисты. Я поискал могилы Почетных граждан города. Вот могилы Маргариты Агашиной и артистки Тамары Папиной:

    Могила Маргариты Агашиной Могила артистки Тамары Папиной

           

    Вот памятник на могиле знаменитого сталевара завода «Красный Октябрь Почетного гражданина города А.Ф.Серкова:

    Памятник на могиле знаменитого сталевара завода «Красный Октябрь Почетного гражданина города А.Ф.Серкова

          К 70-летию Победы в Сталинградской битве я издал книгу «Большой концерт», которую посвятил волгоградским музыкантам-фронтовикам. Долгие послевоенные годы в музыкальную жизнь города и области большой вклад вносили  М. С. Зубач, И. Н. Гнездилов, В. Г. Кобликов, Г. Т. Бузаев, Е. М. Сафонов и другие. Но первым в составленном мной перечне стоял, конечно, Виктор Николаевич. Первоначально ему отводилась отдельная глава. Но материал оказался довольно объемным, и я решил В. Н. Семёнову посвятить отдельную книгу. Многие другие музыканты в ней были лишь упомянуты, что привело меня к решению продолжить рассказы об этих людях в другом издании. Мне удалось сохранить архивы Областного научно- методического центра, связанные с деятельностью композиторской секции бывшего Дома народного творчества (ноты, рукописи, сборники) от уничтожения в костре, которому подверглись в 1992 году  материалы других отделов. У меня есть намерение  хотя бы часть этих  исторических документов опубликовать  на своем сайте в Интернете. С рассказом о книге «Большой концерт»  я выступал на научной конференции 1 февраля 2013 года, посвященной 70-летию Победы под Сталинградом. Работа секции № 5 «Сталинград и мировая культура», в которой  мне довелось принимать участие, проходила в Институте искусств и культуры. В ходе работы по сбору материала для новых публикаций у меня накопилось много наблюдений о том, как мы быстро забываем своих старших коллег, ушедших из жизни, как не бережем память о них.

          В июне того же года мне предложили выступить на еще одной научной конференции по проблемам художественного образования, проходившей в Институте искусств на улице КИМ. Моя тема называлась «О важности и изучения истории региональной культуры в художественном образовании».

          В программе секции под председательством зав. кафедрой традиционной культуры профессора О. Г. Никитенко я должен был выступать вторым. Но участница  конференции  из Якутии  не приехала, и мне пришлось работу секции открывать.  Не скрою, что с профессором Никитенко мы много лет знакомы – еще с тех далеких пор, когда она училась в нашей бекетовской музыкальной школе. Когда регламентное время моего выступления истекло, Ольга Григорьевна дала мне знак продолжать. Я говорил о том, как быстро мы забываем людей, которые совсем недавно были нашей гордостью. Не случайно в известную поговорку о людях, не помнящих своего родства, вошло классическое русское имя: Иваны. Материал оказался очень интересным для аудитории, и Ольга Григорьевна продолжала снова и снова продлевать мой регламент. Особое впечатление на присутствующих произвел мой рассказ о подробностях ухода из жизни композитора В. Н. Семёнова и последующего недостойного отношения к его памяти. Работа секции моим выступлением началась и им закончилась. Потрясенная услышанным, Ольга Григорьевна сказала остальным аспирантам и преподавателям кафедры: «Извините, вас мы послушаем всегда…» Я оставил на кафедре Открытое письмо к Губернатору области, чтобы с ним могли познакомиться другие профессора и преподаватели института.

            Но по ряду причин  работу с этим Открытым письмом я временно свернул. Меня попросили подготовить документы для вступления в Союз композиторов в качестве музыковеда, и мне пришлось основное внимание уделить работе над новой книгой.

          Летом 2013 года проржавевшие венки с могилы В. Н. Семёнова были убраны (вероятно, родственниками), фотография была заменена, и захоронение приняло такой вид:

          1 декабря 2013 года в Волгоградском музыкальном театре состоялся юбилейный концерт, посвященный 85-летию Николая Николаевича Добронравова, на который приехал и сам юбиляр, и Александра Николаевна Пахмутова.   Работникам типографии «Феникс»  не хватило одного дня, чтобы изготовить подарочный экземпляр моей книги «Большой концерт в госпитале ветеранов» и только на другой день я послал его по почте вместе с   подготовленным  письмом.

            Но вернусь на Центральное кладбище Волгограда. В этом году перед праздником Пасхи в апреле я навещал захоронения родственников и заглянул на участок с могилами деятелей искусства. С лета прошлого года никаких следов посещения могилы Почетного гражданина области В.Н. Семёнова не было, и мне пришлось сделать уборку этого захоронения  самому.

           Сейчас на календаре – лето 2014 года. То есть с того времени, когда я решил  поднять вопрос по затронутой больной теме впервые, прошел еще год. А 17 июля 2014 года исполнилось 5 лет со дня смерти композитора. Конечно, в этот день не прийти на могилу В. Н. Семёнова я не мог. Вот как она выглядела.

    *        Здесь уже рассказано  о сельском композиторе-баянисте из Елани Иване Ивановиче Усанове, учившего играть на баяне маршала Жукова. Поместил в книге  и фотографию местного  кладбища, на котором нашел последнее успокоение этот уважаемый человек (см. выше). Могилу В. Н. Семёнова даже нельзя сравнить с тем еланским  погостом.

             Я позвонил выпускнице теоретического отделения Волгоградского училища искусств Вере Акимовне Калачевой (Бедной), которая училась у В. Н. Семёнова. 21 июля она привела могилу своего педагога в относительный порядок.

          В знак благодарности Вере Акимовне, а также как след педагогической деятельности В. Н. Семёнова, которая нигде особенно не освещалась, помещу здесь плохонькую любительскую фотографию группы теоретического отделения (выпуск 1967 года), занятия с которой 4 года вел  композитор.

          Слева направо: Нина Давыдова  (сейчас живет и работает в г. Пушкино Ленинградской области),  Таня Головашова (работает в ДМШ № 5 Волгограда), Вера Бедная (отличник культуры СССР, отличник Всероссийского музыкального общества, лучший педагог-теоретик Волгоградской области), Люба Краснянская (живет в Израиле), Нина Кривоносова  (работает в ДМШ № 3 Волгограда).  Фотографировал еще один ученик Виктора Николаевича Геннадий Жгулев.

          К сожалению, сейчас, когда я веду фоторепортаж с могилы композитора, хочется сказать, что и при жизни Виктор Николаевич не был избалован вниманием Волгограда. Вот один пример.

          Конкурс деятелей искусства «Царицынская муза» (первоначальное название – «Провинциальная муза») был учрежден выдающимся волгоградским журналистом и издателем Анатолием Карманом в 1992 году. Каждый год попечительский совет из местных меценатов и общественное жюри определяет семерку лауреатов конкурса и победителя – человека года, который награждался учрежденным орденом.

          Конкурс  2011 года проходил в двадцатый раз. Начиная с 2005 года, в Волгограде ежегодно проводился Фестиваль «Детская творческая неделя на родине А.Н.Пахмутовой» при активном участии композитора. Почти ежегодно она приезжала в Волгоград, чтобы лично вручить награды юным лауреатам Фестиваля, который стал знаменательным событием в культурной жизни города, и   масштабы которого с каждым годом разрастаются.  

           В честь юбилея конкурса Александра Николаевна награждена орденом «Царицынская муза», а двадцатилетней истории посвящено уникальное издание - альбом «Антология волгоградской культуры». Вот его обложка.

    Альбом Антология волгоградской культуры

    Само издание выполнено на очень высоком полиграфическом уровне. А содержание альбома – это работа замечательной волгоградской журналистки Татьяны Даниловой, специализация которой – культура и искусство. Раньше она работала на областном радио и вела по воскресеньям программу «Партер», в которой и мне доводилось участвовать как композитору. Но я отвлекся. Вот фрагмент статьи из «Антологии», посвященный кавалеру ордена «Царицынская муза» А.Н.Пахмутовой.

    фрагмент статьи из Антологии о А.Н. Пахмутовой

    Об Александре Пахмутовой

            Я рад, что к многочисленным регалиям Александры Николаевны добавился еще один орден, учрежденный на ее родине. Но у меня есть вопрос: почему же организаторы конкурса ни разу не пригласили участвовать в нем волгоградского композитора В.Н.Семёнова? Конкурс проходил, начиная с 1992 года, когда Виктор Николаевич был полон творческих сил.  Заключительная церемония конкурса предусматривает показ какой-то работы лауреата (если он художник) или какого-нибудь не очень большого произведения, если это композитор. Что из произведений В.Н.Семёнова могло быть исполнено? Из последних сочинений – да тот же концерт для скрипки под аккомпанемент фортепиано. Он одночастный, не очень большой. Если бы меня оргкомитет спросил, я бы предложил включить в концерт замечательный детский хор из кантаты «Березы в Волгограде» на стихи Валентина Леднева. Я был на первом исполнении Кантаты, когда в нем принимал участие Детский хор «Радуга» городского Дворца пионеров, которым четверть века руководил замечательный дирижер, выпускник Института имени Гнесиных Геннадий Тимофеевич Бузаев. В кантате это был лучший номер. Мелодия этого хора яркая находка Виктора Николаевича. Эта кантата исполнялась и на юбилейном концерте композитора камерным хором филармонии. Когда зазвучала эта часть, лица артистов просто посветлели, глаза зажглись. В Волгограде и сейчас есть хорошие детские хоровые коллективы, например хор Детской академии искусств «Виктория», который не раз принимал участие в концертных программах Волгоградского симфонического оркестра и областной филармонии. Вспоминаю, что на концерте, посвященном 85-летию композитора никого из деятелей «Царицынской музы» не было. Возможно, это была недоработка Союза композиторов – не прислали приглашения. Композитор-ветеран, к сожалению,  просто выпал из их поля зрения «Царицынской музы».  Напомню, что на этом концерте был зачитан указ Президента о награждении В.Н.Семёнова орденом Дружбы в одной «компании» с ректором Санкт-Петербургской консерватории композитором  Г.Банщиковым и известным артистом  Альбертом Филозовым. Я не знаю ни одного деятеля волгоградского искусства, который был бы награжден тремя государственными орденами за свое творческую деятельность. Но в «Антологию» герой моей книги не попал.

        Итак,  прошло  5 лет со дня смерти  автора музыки у Вечного огня. Что-нибудь было сделано городом или областью для того, чтобы сохранить память о своем Почетном гражданине? Установлен памятник на могиле? Водружена мемориальная доска на доме, где жил Заслуженный деятель искусств, как предусмотрено регламентом звания? Пожалуй, единственное, что изменилось, – это то, что музыка на Посту № 1 стала звучать всё реже, а в последнее время совсем не звучит. В вопросе увековечения памяти  В. Н. Семёнова  ничего не изменилось. Его еще крепче забыли. Поэтому я решил опубликовать здесь проект Открытого  письма губернатору Волгоградской области.   

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>