Воспоминания о деятелях искусства
МОИ ВСТРЕЧИ С М.К.АГАШИНОЙ
(90-летию автора слов песни «Растет в Волгограде березка»)
(29.02.1924 – 4.08.1999)
Моя первая встреча с Маргаритой Константиновной Агашиной произошла в далеком 1975 году. Предыдущее десятилетие для меня было напряженным временем учебы сначала в Волгоградском училище искусств, а затем на заочном отделении Астраханской консерватории. Мой путь к занятиям музыкой был очень трудным. В послевоенном полуголодном детстве учиться музыке мне не довелось. Мать - учительница растила нас с сестрой одна. После школы поступил в технический институт и, закончив его, четыре года отработал конструктором на Тракторном заводе. Не было у меня в детстве наставников, но жившее во мне подспудно стремление к музыке привело к тому, что, бросив успешно начавшуюся карьеру инженера, я поступил на вечернее отделение музыкального училища и начал с неимоверными трудностями осваивать новую профессию.
Первым преподавателем, разглядевшем во мне какие-то творческие задатки, был композитор Виталий Павлович Беренков. Он собирал вокруг себя всех, кто пытался что-то сочинять. В малом зале на третьем этаже училища он проводил неформальные творческие собрания начинающих сочинителей. На них я впервые услышал «Тему с вариациями» баяниста Юрия Баранова (сейчас заслуженный деятель искусств, профессор, Лауреат государственной премии). На этих встречах Виталий Павлович познакомил нас с заочником Владимиром Мигулей. Сам я на таких вечерах бывал как студент-теоретик, будущий музыковед. У меня уже тогда была переписка с журналом «Советская музыка», которая довольно большой резонанс, особенно среди моих преподавателей. Бывало, что мне в голову приходили какие-то мелодии, но я записывал их только для себя, как диктанты по сольфеджио.
Виталий Павлович скоро переехал в Саратов, хотя его мюзиклы продолжали ставиться в нашем театре. Он часто бывал в Волгограде и приезжал ко мне в гости в Бекетовку (я уже получил там квартиру) вместе с Владимиром Мигулей и своим другом поэтом Вильямом Литвиновым. Иногда эти встречи превращались в музыкально-поэтические вечера. Хочу поместить здесь фотографии, снятые в то счастливое время. Хотя фото домашние, но на них запечатлен человек, который сыграл важную роль в судьбе Владимира Мигули (об этом сейчас все забыли), да, и моей тоже.
Виталий Павлович Беренков у меня в гостях. Снимки начала 80-х годов.
Возможно, благодаря общению с такими людьми, мои собственные попытки сочинения становились все более настойчивыми. Первым опытом обнародования своей песни стал «Марш солидарности с патриотами Чили», сочиненный под влиянием известных трагических событий в латиноамериканской стране, в результате которых к власти пришла фашистская хунта Пиночета. Я учился в консерватории, и на экзамене по аккомпанементу эту песню пел вокалист из Майкопа. Но в Волгограде эту песню раскритиковали и в городской песенный праздник строгие рецензенты из горкома партии ее не пропустили. Я попереживал, но потребность что-то сочинить во мне не угасла. И моя первая песенная удача связана в какой-то степени и с рождением одного из первых песенных хитов Владимира Мигули. Расскажу эту историю.
В 1974 году в издательстве «Советская Россия» вышел сборник стихотворений Маргариты Агашиной прямо-таки с интригующим названим «Песня». Я купил этот сборник в нашем бекетовском книжном магазине на улице Армавирской, который в те годы был центром культурной жизни района. Инженеры-химики с «Химпрома» (а эти люди составляли цвет районной интеллигенции) после работы шли в этот магазин. В нем был большой отдел граммпластинок с записями музыкальной классики. Рядом – музыкальная школа, Дворец культуры, вечерний политехнический институт.
Все стихи этого купленного мною сборника М. Агашиной очень музыкальны. При их чтении невольно возникают мелодии.
И буквально на другой день ко мне приехал Владимир Мигуля. Он уже кончил консерваторию и начал активную творческую жизнь.
Увидев у меня на столе этот сборник, стал листать. «Слушай, – сказал он мне, – дай мне эту книжку». Я ответил: «Пожалуйста, - завтра схожу на Армавирскую и куплю еще такой». В этом сборнике он увидел текст, который назывался «Фатеху Ниязи». Может быть, это был один из знакомых фронтовиков Агашиной.
Но буквально через несколько месяцев впервые по радио прозвучала премьера «Песни о солдате» в исполнении Иосифа Кобзона. «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал…».
Из этого сборника для своих песен я выбрал несколько стихотворений, в основном связанных с женской судьбой самой Маргариты Константиновны. Это «Ровесницам», «Дочери», «Сыну». Но самым главным для меня текстом в этом сборнике стало стихотоворение под названием «Старая песня». Вот эти две странички.
Приближался 1975 год. Он был объявлен ЮНЕСКО как Международный год женщин. К тому же, это был год 30-летия Победы. Областное управление культуры совместно с Союзом композиторов и другими организациями объявило конкурс на лучшее вокально-хоровое произведение, посвященное этой дате и Году женщин. Выделенное мной из сборника М. Агашиной стихотворение очень подходило тематике объявленного конкурса, и я начал работу над мелодией, составил план музыкального воплощения текста по куплетам.
Конкурс был закрытым. На нотных рукописях авторы ставили не фамилию, а девиз. Не имея никакого опыта, я наивно полагал, что исполнительницей песни с такими словами могла быть только Людмила Зыкина («…в сорок третьем бабья доля смертью храбрых полегла»), и выбирал тональность и диапазон под ее голос. Но оргкомитету, в котором меня никто еще не знал, удалось найти исполнительницу нисколько не хуже. Это была Тамара Семеновна Игнатова из Волжского. Аккомпанировал ей на баяне Владимир Сивко. Второй тур конкурса, когда жюри слушало уже живое исполнение присланных на конкурс сочинений, проходил в зале Училища искусств и записывался телевидением.
На концерт пригласили Маргариту Константиновну. Я немного побаивался встречи с ней. Во-первых, я изменил название стихотворения из ее сборника. Во-вторых, к ее тексту я добавил речитативное посвящение:
«Матерям, женам, сестрам, невестам солдат, не вернувшихся с войны». Этот речитатив исполнительница декламировала на фоне вступительной мелодии. Но, хотя на концерте М.Агашина была в одном зале рядом со мной, наше знакомство с ней тогда не состоялось. Она была очень известным человеком, а я был в своем песенном творчестве новичком. Единственный вариант возможности нашего знакомства в тот вечер, это, - если бы она ко мне подошла. Она этого не сделала, я же себе такое позволить не мог. Это было бы просто наглостью. О том, как наше знакомство все-таки состоялось, – это уже другая история.
У меня сохранилась фотография жюри, которому предстояло дать оценку моему первому песенному детищу. Перечислю их слева направо. Поэт Александр Красильников, композитор Лев Буров, председатель жюри Виктор Семенов, учившийся в Московской консерватории вместе с А.Пахмутовой, - автор музыки у Вечного огня на Аллее Героев, московский куратор нашей композиторской самодеятельности Владимир Блок, хоровой дирижер Александра Романова. Всем трем композиторам из этого жюри посвящены мои воспоминания в книге «Большой концерт» и на сайте.
После исполнения всех отобранных на второй тур произведений и недолгого совещания жюри были вскрыты конверты с девизами. Первую премию (обычно ее присуждали за крупные хоровые сочинения) не присудили никому. За счет сэкономленного премиального фонда вторых премий были удостоены два автора – я и И.О.Ковнир-Полтавский за песню «Вдовам» на стихи Л. Мазуриной.
Все, что я мог тогда предпринять, чтобы оставить какую-то память о начале моей творческой жизни, – это сделать любительским фотоаппаратом снимок с экрана черно-белого допотопного телеприемника. На одном из них я отвечаю вставанием на аплодисменты. Можно сказать, что как автор-песенник я родился тогда в одночасье. В то время я заканчивал консерваторию и для себя считал «Бабью долю» своей дипломной работой, а присутствовавших при ее первом исполнении музыкантов своей экзаменационной комиссией. В зале был весь тогдашний музыкальный Волгоград.
Лишь позже мне довелось познакомиться с людьми, которые попали вместе со мной в этот кадр с экрана телевизора. Все они здесь – музыканты, которых я уже в этой книге назвал. И И. Гнездилов, и В. Кобликов, и Г. Бузаев, поэт И. Гольдин. В ряду пониже сидят члены жюри композиторы: мой кумир В. Семенов, Л. Буров, А. Климов, поэт Александр Красильников. На еще одном плохоньком, но драгоценном для меня кадре – первая исполнительница «Бабьей доли» замечательный мастер вокально-хорового искусства Тамара Игнатова (светлая ей память).
Заканчивался этот знаменательный год. Областное телевидение готовило традиционный новогодний «Голубой огонек», – передачу, которая шла весь вечер. К участию в ней были привлечены все творческие силы города – Областная филармония, Театры, Союз композиторов. Не забыли телевизионщики и мою песню, которая очень подходила к главным темам года. В нашей школе работал недавний ее ученик замечательный музыкант-баянист тогда еще совсем молодой выпускник консерватории Геннадий Георгиевич Верозубов. Он создал в школе квинтет оркестровых баянов, в котором играли преподаватели отделения народных инструментов, и сделал аранжировку аккомпанемента моей песни для этого коллектива. В эту работу он вложил все свое умение, весь свой талант. И теперь Тамара Игнатова получила возможность исполнять «Бабью долю» под этот оркестр. Огромная программа «Голубого огонька» заканчивалась моей «Бабьей долей». Помню, в студии сидели фронтовички, но они тогда были красивыми дородными женщинами в расцвете лет. Мне потом редакторы телевидения говорили: «Как вы выручили нас этой песней!»
Хотя были и недовольные. Художественный руководитель областной филармонии член Союза композиторов М. А. Кацнельсон, чья песня тоже исполнялась в этом концерте, возмущался (как мне рассказывали в редакции): «Кто такой Мадянов?» Не сочту за нескромность, но на телевидении я стал «своим человеком». Из тех людей, кто постарше, помнят самого первого диктора нашего телевидения Клима Коняхина. Он, как и я, учился в 15-й мужской школе, только был намного старше. Потом мы с ним общались и на Областном радио. Он и там говорил про меня: «Это наш человек». Хочу еще раз поблагодарить Геннадия Георгиевича Верозубова. Его вскоре пригласили на работу в училище искусств, и сейчас он – Доцент кафедры народных инструментов Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, Заслуженный работник культуры.
Сборник М.К.Агашиной «Песня» еще долго был источником текстов в моем песенном творчестве. На стихи из этого сборника я написал песни «Дочери», «Сыну», которые для меня были учебными работами.
После моего первого песенного успеха началось мое длительное сотрудничество с композиторской секцией при областном Доме народного творчества. Ее возглавлял композитор-фронтовик Михаил Семенович Зубач, о котором я рассказал во вступлении к книге «Большой концерт в госпитале ветеранов». С 1976 года этой секцией руководил Юрий Петрович Баранов. В этом же году я был назначен директором областного методического кабинета учебных заведений и познакомился со многими педагогами музыкальных школ области, которые активно занимались песенным творчеством.
С начала 80-х годов начинается мое сотрудничество с хором ветеранов объединения «Химпром». В военное время это предприятие имело стратегическое значение и называлось «Военный завод №91». На нем работали молодые девушки, жившие в бараках на поселке Химгородок. После окончания Сталинградской битвы Бекетовка была административным центром Сталинграда, где работал и Сталинградский драмтеатр. Его музыкальный руководитель композитор М.С.Зубач предложил администрации завода создать на предприятии хор. Предложение было встречено с энтузиазмом, и на втором этаже заводоуправления начались репетиции. Хор выступал в госпиталях, общежитиях. А в августе 1945 года хор представлял музыкальный Сталинград на Фестивале искусств, посвященном Победе. У меня в архиве есть снимок хора, сделанный в Большом зале Московской консерватории на фоне органных труб. Вот это фото:
После войны многие участницы хора вышли замуж, растили детей и в 45 лет стали пенсионерками. И их опять потянуло в хор. 80-е годы – время возрождения хора под руководством замечательного музыканта Ивана Ивановича Егорова, его лучшие годы. Вспоминаю поездку с хором для участия в Днях Волгоградской области на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Московские режиссеры были в восторге от этого коллектива. Название «Хор ветеранов» совершенно не соответствовало красоте и статности этих женщин. Вот еще одна памятная фотография.
Вспоминаю, как в День Победы 9 мая 1980 года меня попросили написать песню на стихи участницы хора Александры Яковлевны Колчевой. В тексте, названном «Дороженька», говорилось о той дорожке, по которой 15-16-летние девчонки из бараков на поселке «Химгородок» во время войны ходили (а то и бегали – опоздать нельзя!) на 91-й завод разливать по бутылкам зажигательную смесь. Для этих женщин эта дорожка стала дорогим символом их военной молодости. Песня получилась удачной, и она в программе хора на всех концертах стала заключительным номером. В конкурсе патриотической музыки в следующем году она была отмечена премией.
В январе 82-го года состоялась встреча хора с Маргаритой Константиновной Агашиной. К этой встрече хор разучил уже давно лежавшую в моем архиве песню «Ровесницам» из того же сборника, что и «Бабья доля». Сначала хор спел «Дороженьку». В тексте песни были слова про молодежь, которой «мы путь уступаем безропотно – ведь мы ветераны…». Маргарита Константиновна не согласилась с такой постановкой вопроса и рассказала, что у них в Союзе писателей ветераны не стремятся уступать место молодым литераторам. Она предложила заменить слова в строчке, где говорится про молодежь: «наследница нашего опыта и наших нелегких забот».
А премьерное исполнение моей песни «Ровесницам» произвело на поэтессу наибольшее впечатление. Эта песня с музыкой Г.Пономаренко была записана на большой диск фирмой «Мелодия», но в отредактированном виде. Диск выпущен массовым тиражом, и везде звучало: «…то же пела, что певала, той же радостью жила». Наверное, и сама М.К.Агашина привыкла к такой редакции своих стихов.
И тут она услышала строчку своего оригинального текста: «… то же пела, что певала, тех же деток родила». В то советское время нельзя было петь о том, что женщина «деток родила». В растроганных чувствах она подписала мне купленный на Армавирской сборник «Песня».
Вот эта надпись: « Владимир Александрович, не хочу – под горячую руку писать высокие слова. Но – какое Вам спасибо! Вы мне праздник сегодня устроили. Счастья - в песнях.
М.Агашина 20 /1-82»
Приведу фотографию, сделанную на той второй моей встрече с Маргаритой Константиновной. На ней поэтесса в окружении тех самых девчонок с «Химпрома» военной поры. Крайняя слева – моя соседка Евгения Петровна Лазарева – до сих поет в хоре, является его старостой и председателем Совета ветеранов объединения.
Фотограф Дворца культуры подарил мне еще одну фотографию, на которой Маргарита Константиновна пожимает мне руку. Но эта фотография, увы, затерялась в развалах Дома народного творчества.
Об этой встрече в ДК им. Кирова Маргарита Константиновна рассказала читателям «Волгоградской правды». В газете были помещены и слова, и ноты песни.
В конце 1991 года в Волгограде проходил Фестиваль композиторов-любителей России. В заключительном концерте фестиваля исполнялась моя «Бабья доля». Сохранилась запись этого концерта. Нина Елизарова поет эту песню в сопровождении ансамбля народных инструментов под управлением Георгия Саенко.
Увы, но моя третья встреча с творчеством М.К.Агашиной состоялась после смерти поэтессы. На этот раз я встретился с поэзией знаменитой землячки как собрат по песенному творчеству. Еще раз мне довелось обратиться к стихам Маргариты Константиновны.
Я песни писал довольно редко, и в большинстве случаев – по чьей либо просьбе. В 80-е годы сотрудничал с детским хором «Подснежник», которым руководила Любовь Дмитриевна Кириллова. Иногда приходилось писать песни в честь юбилеев района, города или каких-нибудь предприятий (например, у меня есть песня, посвященная 100-летию объединения имени Я.Ермана).
В 2000-м году ко мне обратился профессор института инженеров городского хозяйства В.Д.Марушкин с просьбой написать песню на его стихи, посвященные юбилею института. Я его просьбу выполнил. А в истории последних десятилетий этот ВУЗ славился тем, что у него была лучшая самодеятельность в городе. Так и называли: музыкально-художественно-спортивный институт «с легким инженерным уклоном». Моя песня понравилась очень известному квартету бардовской песни, составленному из выпускников ВУЗа. Песня прошла «на ура». А в зале в числе приглашенных была зав. кафедрой медицинского профессор университета Лариса Константиновна Квартовкина – ближайшая подруга М.К.Агашиной, совсем недавно ушедшей из жизни. Она спросила у Марушкина, кто написал ему эту песню. Узнав о моем существовании, Лариса Константиновна позвонила мне и продиктовала этот незнакомое стихотворение. Я сочинил песню, как мог, лишь позже узнав историю многострадального текста, на который не получились песни ни у Пономаренко, ни у В.Мигули, ни у Пахмутовой.
Найти исполнительницу мне помогла, как обычно, концертмейстер нашего музыкального театра Наталия Силаева, о которой я уже рассказывал в своей книге. Она привлекла к исполнению песни Заслуженную артистку России Наталию Данилину. Впервые песня была исполнена во Дворце культуры Светлоярского района на вечере памяти поэтессы 4 августа 2001 года. Волгоградское телевидение подготовило передачу, посвященную памяти М.Агашиной, и сняло клип по моей песне. Были использованы последние видеокадры, запечатлевшие Маргариту Константиновну в последние дни ее жизни. Из-за технических сложностей здесь прозвучит только аудиокопия этого фрагмента фильма, но Вы сможете услышать голос поэтессы. Ведущий программы – Сергей Арсентьев.
Лариса Константиновна приезжала в Светлый Яр, чтобы одной из первых послушать песню, написанную по ее просьбе, участвовала в записи телевизионной передачи. Мы с ней не только познакомились, но и подружились. Она приезжала почти на все концерты, которые я проводил. В январе 2005 года приезжала в нашу школу в Бекетовке на концерт «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ», посвященный 75-летию А.Н.Пахмутовой. На память мы сфотографировались вместе с моей женой Тамарой и учеником Ларисы Константиновны врачом – хирургом Александром Копыловым.
И вот наступил 2008-й високосный год, в котором бывает 29 февраля. Силами нашего района по нашей с женой инициативе в районном детско-юношеском центре был проведен очередной вечер памяти М.А.Агашиной.
Активное участие в проведении вечера приняли работники библиотеки №7, подготовившие выставку ее поэтических сборников. Стихи Маргариты Константиновны прозвучали в исполнении ветеранов педагогического труда района Н.Е.Проказовой, Т.И.Тоскиной, В.В.Ященко.
Почетной гостьей праздника была солистка народного хора имени Г.Пономаренко Лидия Полтавская – вдова композитора И.О.Ковнир-Полтавского, который руководил хором ДК Тракторного завода после отъезда автора музыки песни «Растет в Волгограде березка». Я рассказывал уже, что в том конкурсе, когда впервые исполнялась «Бабья доля», также второй премией была отмечена песня Ивана Остаповича «Вдовам» на стихи Л.Мазуриной. Для меня очень дорого, что Лидия Полтавская приехала, чтобы спеть в концерте мою «Бабью долю». Аккомпанировал ей Константин Ставский.
А последняя встреча с творчеством поэтессы, посвященная ее 90-летию, прошла совсем недавно – 27 февраля в замечательном зале школы искусств «Воскресение». Вот сцена зала перед началом концерта.
Члены клуба пожилых людей «Гармония» Кировского района подготовили литературно-музыкальную композицию «А где нам взять такие песни?». Автор сценария и ведущая – руководитель хорового кружка Клуба - Тамара Викторовна Мадянова. В композиции использовались видеозаписи исполнения песни «Растет в Волгограде березка» Людмилой Зыкиной и «Песни о солдате» Иосифом Кобзоном, как знаковые произведения, созданные волгоградскими авторами. Женская группа хора Клуба исполнила песню «Что было, - то было». Не по сценарию зал стал подпевать, и руководителю пришлось дирижировать залом.
Многие члены Клуба выступили с чтением стихов Маргариты Агашиной. Ирина Гуляева прочитала стихотворение «Как бы мне, рябине…» под аккомпанемент бывшего музработника детского сада аккордеонистки Галины Лапшиной.
С исполнением песни «Ровесницам» были трудности. Поэтому ее пришлось исполнять семейному дуэту Мадяновых. До последнего дня вообще включение этой песни в программу было под вопросом. Тамара Мадянова никогда не выступала солисткой даже в годы учебы. Пела только в хоре. Но слова песни ей, как матери двоих
сыновей так оказались ей близки и понятны, что в концерте произошло чудо: голос зазвучал как никогда раньше. Послушайте эту любительскую запись.
Но музыкальной кульминацией всей композиции стало исполнение моей «Бабьей доли» Галиной Лапшиной, вызвавшее восторг зала. Галина Алексеевна – тоже мать двоих детей и все, о чем поется в этой песне (в которую она по-настоящему влюбилась) ей близко и понятно. Недостаток вокального мастерства она компенсировала эмоциональностью, которая била у нее через край. Техническое качество записи звука видеокамерой плохое, имеются откровенные сбои, но я все оставляю так, как это было на концерте.
С благодарностью к школе «Воскресенье» помещу здесь фотографии зрительного зала перед началом праздника. В первом ряду сидят члены Клуба пожилых людей «Гармония» Кировского района, принявшие участие в музыкально-литературном салоне. На концерте присутствовал заместитель главы Администрации района И.А.Романов
В заключение хочется сказать: мы Вас помним и чтим, дорогая Маргарита Константиновна!
Воспоминания о деятелях искусства