Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры, композитор Виктор Семёнов

    ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    Светлой памяти

    Заслуженного деятеля искусств России,

    Почетного гражданина Волгоградской области,

     ветерана Великой Отечественной войны,

    композитора-орденоносца

    Виктора Николаевича Семёнова

    в год 95-летия со дня рождения и 5-летия со дня смерти

     посвящается

     

    Композитор Виктор Семенов

     

    1. ВСТУПЛЕНИЕ

           Далекий 1953 год. Его помнят только люди старшего поколения. Что это было за время? Страна залечивала страшные раны, нанесенные войной. Поднимались этажи зданий Сталинграда. По всей стране шли грандиозные стройки. Заканчивал свою первую навигацию Волго-Донской канал, у входа в который был возведен огромный монумент Сталину. Одним из самых памятных дней этого года было 5 марта – день смерти «вождя всех народов».  На санках я вез 3-летнюю сестренку в детский сад, а навстречу шли плачущие люди. Давно это было.

           А в Москве в том 1953 году консерваторию закончили выпускники композиторского факультета. Дипломы композиторов получили два волжанина:  юное дарование из пригорода Сталинграда (Бекетовки) Александра  Пахмутова (ей было 23 года) и астраханец Виктор Семёнов. В тревожном 43-м году музыкант-самоучка Николай Андрианович Пахмутов привез талантливую дочку на прослушивание в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, и с этого времени музыкальная судьба девочки оказалась в руках замечательных преподавателей. Класс композиции и еще три года учебы в аспирантуре  Аля закончила под руководством Виссариона Яковлевича Шебалина, ученика Н. Я. Мясковского.

            Судьба ее однокурсника Виктора Семёнова сложилась по-другому.  Астраханец, родившийся на 10 лет раньше А. Пахмутовой, он учился в  местном музыкальном училище. По совету своих педагогов перевелся в  училище при Московской консерватории. Но по достижении 19-летнего возраста был призван в армию. Как только отслужил «срочную», началась война, помешавшая продолжению учебы. Прошел пулеметчиком всю войну от Белоруссии до Берлина в аэродромных войсках ПВО, воевал на 2-м Белорусском фронте. Награжден медалями «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу», «За боевые заслуги», а также орденом Отечественной войны второй степени.  Даже в такой экстремальной ситуации музыка продолжала существовать в жизни будущего композитора: в минуты затишья друзья пели, а он аккомпанировал им на аккордеоне. В конце войны командованием 5-й Воздушной Армии бы назначен  руководителем джаз-оркестра для организации досуга  летчиков и техников.

            Учеба  была возобновлена только после войны. Два года в училище и пять лет в консерватории В. Семёнов занимался композицией под руководством проректора Московской консерватории, выдающегося ученого и композитора Семёна Семёновича Богатырева (1890–1960). Педагогический путь профессора в работе с композиторами  и музыковедами  начинался в Харьковской консерватории, где у него учился Исаак Дунаевский. В годы учебы (1946–1953)  студент Семёнов зарабатывал себе на жизнь в должности  концертмейстера клуба при кожевенном заводе в Москве.

          После окончания консерватории и аспирантуры  сталинградка Аля Пахмутова связала свою композиторскую деятельность со столицей. А Виктор Семёнов оказался в послевоенном Сталинграде, куда переехали его родители. Мне не удалось расспросить Виктора Николаевича, почему он сделал такой выбор в начале своей профессиональной карьеры. Думаю, что и он вполне мог найти применение своим творческим силам в Москве – сочинять музыку для московских театров. В Сталинграде возрождение культуры только начиналось. Хоровая капелла областной филармонии, группа солистов и Театр музыкальной комедии – вот та исполнительская база для композитора, которой в то время располагал встающий из руин город. В Сталинграде еще не было тогда даже музыкального училища. В Союз композиторов В. Семёнов был принят уже в 1956 году и в течение нескольких лет входил в состав Правления Союза.

           Для меня самого Виктор Николаевич Семёнов  был одним из самых дорогих мне людей в Волгограде. Его музыку я знал и любил еще до того, как поступил в музыкальное училище. Моя жизнь сложилась так, что я начал учиться музыке очень поздно, уже после окончания института и нескольких лет работы конструктором на тракторном заводе. Бывало так, что заканчивался рабочий день, а по радиотарелке, которая у нас в бюро никогда не выключалась, объявляли: передаем «Увертюру» Виктора Семёнова. Ни на какую электричку я уже не побегу, пока не дослушаю.  Почитателей симфонической музыки приглашаю послушать это произведение волгоградского композитора.

    Молодежная увертюра>>>

          А когда я поступил на вечернее отделение училища и он преподавал у нас элементарную теорию, я смотрел на него, как на Бога. В то время в нашем театре музкомедии шла его оперетта «Волжаночка». Я ее слушал раз десять. Во втором действии был так называемый «вставной  номер» – воспоминания молодых людей, совсем недавно  прошедших через  войну, – песня «Ни шагу назад». У меня она вызывала неизменные «мурашки». А вообще, в этой оперетте были сцены, особенно дуэты, оперного плана.

           В своей педагогической работе Семёнов был очень простым и доступным. Однажды на перемене я спросил нашего преподавателя: «Виктор Николаевич, а зачем Вы преподаете?» (имея в виду, что преподавать теорию могут другие люди, которые композиторами не являются). Он мне по-простому ответил буквально так: «Йисть будет нечего, Мадянов».  

                 С первых недель учебы я подружился с однокурсниками теоретического отделения, у которых Виктор Николаевич вел и сольфеджио, и гармонию, и полифонию как специальные предметы. Большинство из них были 16-17-летними детьми, и полностью не осознавали, кто их учил. Ни о какой «Молодежной увертюре» они тогда понятия не имели. И я часто расспрашивал девочек про их преподавателя. Что мне запомнилось из их рассказов?

          В отличие от других педагогов (чего греха таить?) В.Н.Семёнов никогда не раздражался ни по кому поводу, за все 4 года учебы ни разу не повысил голос. Занятия в специальной группе теоретиков иногда длились по полдня, и, естественно, была возможность расспросить преподавателя о том, как он сам начинал учебу музыке, как он стал композитором. Рассказывал, как его друга  Колю родители послали поступать в музыкальную школу, и он взял с собой соседа Витю – для моральной поддержки. А приемная комиссия предложила послушать обоих мальчиков. И у Вити оказались хорошие музыкальные данные. Ему предложили начать учебу в классе фортепиано. Коля вскоре учебу бросил, а Витя начал свой путь к музыкальным вершинам очень успешно. И в занятиях с будущими теоретиками демонстрировал прекрасное владение инструментом, великолепно читал «с листа». Особенно блистательно он вел на последнем курсе самый сложный предмет «Анализ музыкальных форм». Он давал такие знания и по гармонии, и полифонии, что в общении с другими студентами и преподавателями его ученикам часто приходилось слышать вопрос: «А откуда вы это знаете?»  

         С большим уважением Виктор Николаевич рассказывал о своем педагоге в классе сочинения Московской консерватории Семене Семеновиче Богатыреве. Это был не только композитор, но и ученый, доктор музыковедения,  специалист по полифонии. (У меня в личной библиотеке есть монография С.С.Богатырева «Двойной контрапункт строгого письма» - его докторская диссертация). Меня и в хоровой музыке В.Н.Семёнова, но, особенно, в оркестровой, восхищает насыщенность музыкальной ткани полифонией. В «Молодежной увертюре» есть эпизод, когда одновременно звучат три совершенно разных мелодии. Таких примеров так называемой контрастной полифонии в мировой музыке немного – В.М.).

          Иногда время занятий с теоретиками у их преподавателя совпадало с репетициями его спектаклей в Театре музкомедии. И тогда его ученикам выпадало счастье побывать на этих репетициях (спектакли «Волжаночка» и «Был такой катер»), которые становилась уникальной формой получения музыкальных знаний. После репетиций анализировались и сама музыка, и исполнение ролей и партий артистами, и исполнение ансамблевых эпизодов, звучание хора, игра оркестра. Иногда начинающие музыковеды позволяли себе делать критические замечания (например, по поводу слишком громкой игры тромбонов), и педагог соглашался. Это была незаменимая школа.  

           Но настоящее «открытие» композитора В.Н.Семёнова состоялось в конце учебы группы теоретиков, когда по Всесоюзному радио они услышали «Молодежную увертюру». На обсуждении одна девочка сказала, что в побочной партии увертюры (термин для специалистов – В.М.) отразилась вся широта души их замечательного педагога.

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>