Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>
  • Памяти композитора В.Н. Семенова

    ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    8. ПАМЯТИ В. Н. СЕМЁНОВА

          Вернусь к словам начальника областного комитета по культуре А. И. Величкина, который провел сравнение: «Слышим фамилию Семёнов, – так же, как и фамилию Пахмутовой, – и не надо никаких разъяснений».  Возникает вопрос: почему же выпускница той же самой консерватории, оставшаяся работать в Москве, имеет звание Почетного гражданина Волгограда, а ее коллега, приехавший поднимать музыкальную культуру на  послевоенных руинах и посвятивший этому всю свою жизнь, такого звания не имеет? Наверное, обсуждение вопроса о звании в 2003 году не обошлось без руководителя культурного ведомства? И, наверное, он высказал свои суждения о масштабе личности В. Н. Семёнова. Почему же его доводы оказались неуслышанными?

           В своей юбилейной речи Александр Иванович заранее пригласил Виктора Николаевича в Центральный концертный зал на его 100-летие, учитывая то активное творческое состояние композитора, в котором он находился в день своего 85-летия. Но, увы, жизнь Виктора Николаевича оборвалась гораздо раньше – 17 июля 2009 года. Композитор не дожил несколько месяцев до своего девятого десятка.

          Похороны В. Н. Семёнова выглядели вполне достойно. Их главным организатором был вице-губернатор В. И. Галушкин. Прощание с Почетным гражданином области проходило в Доме архитекторов. Расчет почетного караула, оружейный салют, – всё, как положено. На Центральном кладбище было много венков и цветов. Коллеги из Союза композиторов сделали все, что могли.

          Прошло несколько месяцев, и наступило 24 ноября – день 90-летия автора музыки у Вечного огня. Не знаю, отмечалась ли эта дата в городе. Я никому не звонил, не напоминал. Но небольшой утренник (обычно бывает вечер памяти), посвященный круглой дате ушедшего из жизни композитора, я провел в Творческой гостиной А. Н. Пахмутовой, в которой еще был  арт-директором.

          24 ноября я пригласил в музейную комнату дорогих и близких мне людей. Прежде всего, это главное меццо-сопрано нашей «районной филармонии» Маргарита Павловна Лескова.  Она  часто нас выручала как солистка в концертах нашего школьного хора. В ее репертуаре песни многих волгоградских композиторов. К Дню Победы она участвовала в ответственном концерте, где исполняла Романс К. Макарова – Ракитина, добровольцем ушедшего на фронт и погибшего  в самом начале войны, на стихи его вдовы Маргариты Алигер. Этот концерт мы повторяли на разных площадках, но самым ответственным было выступление зале Союза композиторов.

          В юности дружил с  Володей  Уколовым. Он был скрипачем, играл в оркестре, и от него я узнавал все городские  музыкальные новости. Именно он мне рассказал, что, когда В. Н. Семёнов послал партитуру  «Молодежной увертюры» Д. Шостаковичу, тот поставил «пять с двумя крестами»: 5++. Я учился в те годы в институте и в моем увлечении музыкой Володя Уколов сыграл большую роль. На фотографии мой тезка Владимир Александрович Уколов выделяется сединой. Он приехал вместе с давним другом профессиональным струнником – альтистом «Волгоград-квартета» Валерием Михайловичем Калуженковым, который много раз приезжал со своими коллегами  в Бекетовку.

          На эту встречу пришли коллеги по школе супруги Орешкины Лариса Павловна и Михаил Григорьевич, культорг районного совета ветеранов Лилия Григорьевна Полянская, журналист Дэя Григорьевна Вразова. Но главной гостьей была любезно принявшая мое приглашение солистка музыкального театра заслуженная артистка России Нина Вячеславовна Рыковская. В моем архиве сохранилась замечательная статья Галины Зевиной в газете  «Волгоградская правда», посвященная этой актрисе.

          В афише в фамилии актрисы была допущена ошибка, но мне остается только извиниться. Афиша с ошибкой стала документом истории, и я не стал ее переделывать для этого издания, хотя сделать это было не трудно.  

    Творческая встреча композитора В.Н. Семенова

    Вот несколько фотографий, сделанных в день 90-летия В. Н. Семёнова.

    Фотография, сделанная в день 90-летия В. Н. Семёнова.

    Вот несколько фотографий, сделанных в день 90-летия В. Н. Семёнова.

           Нина Вячеславовна поделилась бесценными воспоминаниями. Когда я спросил артистку с огромным репертуаром, какое место в ее работе занимала музыка  В. Н. Семёнова, она ответила так:

         «Мне трудно сказать – какое место, но музыка у него была одухотворенная, в ней не было фальши. Это была музыка природы,  потому что, когда я пела его произведения, то возникали художественные образы.  Вспоминаю дуэт из спектакля «Был такой катер». Там были такие слова: «Гаснут тени летней ночи». Музыка с этими словами сливается воедино, и создается чувственная, эмоциональная картина. Его музыка помогала вокалистам  раскрыть свои актерские возможности, потому что она отражала суть образа. Даже в  музыкальных сказках, которые шли в свое время в нашем театре, его музыка не была рассчитана на самых слабых детей, которые не в состоянии принять вот эту полноценную гармонию. Она насыщенная, она имеет такой нравственный заряд, который сразу располагает зрителя к прослушиванию. Она захватывает внимание с первых аккордов. Есть композиторы – «временщики», сделали музыку, и она тут же забылась, улетела. А музыку В. Н. Семёнова запоминаешь надолго, она остается в памяти. Я пела в его спектаклях в 77-м, 78-м годах, но  до сих пор помню каждую интонацию, помню его игру, и это вызывает у меня до сих пор неостывающую лавину чувств.

          Он всегда писал для определенного голоса. Даже в классических опереттах много страниц музыки, написанных без учета возможностей голоса. А Виктор Николаевич четко знал: если лирическое сопрано, то должна быть нота «до» вверху, должна быть красивая середина, весь набор обертонов и тембральных красок, – все это его музыка вбирала, и петь его произведения было легко. Его партии удобно написаны, написаны со знанием возможностей голоса и его дополнительных резервов. Он писал так, чтобы певцы не мучились, а получали удовольствие.

          Я могу назвать многих «звезд» нашего театра, которые с большим уважением относились к автору спектаклей, в которых им доводилось петь. Начиная с Тамары Федоровны Папиной. Она очень любила его музыку, сочетавшую в жанре оперетты и лирические номера, и так называемые «каскадные», где  исполнителю нужно показать темперамент. Внешне Виктор Николаевич производил впечатление «тихони» – он даже разговаривать громко не умел. А когда он сочинял «каскадные» номера, это была просто лавина с гор. Его очень любил петь Юра Чиркин. Да и все артисты, с кем я работала в спектаклях «Морозко», «Был такой катер» (посвященный Сталинградской битве), «Страницы любви», – пели свои партии с удовольствием.

          Мне посчастливилось несколько лет работать в выездной бригаде артистов нашего театра, в которую входили вместе со мной Юрий Чиркин, Валера Жданов и сам композитор. Когда приходило время нашего отпуска, мы отправлялись по курортам и городам Черноморского побережья, Ставропольского края, Северного Кавказа с концертами из произведений В. Н. Семёнова, в которых он сам был великолепным аккомпаниатором. В Ставрополе был какой-то фестиваль, на котором композиторам присуждались призовые места. Я пела там его музыку из оперетт «Был такой катер» и «Страницы любви». В последней была песня фронтовых медсестер «Колокольчиков мы не искали, мы сраженных в бою подбирали…» – это такая музыка, что весь зал рыдал. И Виктор Николаевич, и мы, артисты, получили тогда специальные дипломы.

                Эта поездка была незабываемой. Сочи, Анапа, Геленджик, Пятигорск. И это были совершенно некоммерческие гастроли. Администратора у нас не было. Просто Виктор Николаевич договаривался с Союзом композиторов, и нас встречали, устраивали в гостиницы. Но особенно мне запомнилась поездка в Калмыкию. Власти республики послали нас в село, где никогда ни один заезжий гастролер не был. Мы добирались туда 5 часов. (Впервые увидели сайгаков.) И вот как музыку в исполнении живых артистов слушали эти люди – уставшие, опаленные солнцем, с мозолистыми руками! Как завороженные.

          Музыка нашего композитора была востребованной любыми слушателями. Это стоит дорогого. Везде нас принимали «на ура». После концерта люди подходили, брали автографы, расспрашивали. С нами была еще ведущая – журналистка и музыковед из Москвы. Она нам говорила, что вести такой концерт для нее большое удовольствие, потому что это – настоящая, красивая, душевная и интеллектуальная музыка.

           В работе он был очень строгим. Не допускал фальши. Мы много репетировали, чтобы все было четко. У него был тонкий слух.

           Часто приходил к нам на спектакли. Но в оценках был очень строг. Никогда не рассыпался в комплиментах. Высшая похвала, которую можно было услышать из его уст, – это «неплохо». Он делал так для того, чтобы люди не успокаивались, а совершенствовались, продолжали работать над своим мастерством.  Он был настоящим учителем.

          Запомнились мне поездки и по нашей области. Выступали мы в Дубовке, в санатории – с программой патриотических песен. Причем одна песня – «Живет Сталинград» – была написана на мои стихи. Ездили в Иловлю, Михайловку, Жирновск. Он возил нас по селам на своей машине. Сам за рулем. А потом садится за пианино (часто довольно расстроенное), и играл так, что всё звучало.

         Он был разносторонний композитор.  Ему были подвластны все жанры. В

    театральной практике бывает такое  понятие: «актер одной роли». Есть композиторы, работающие в каком-то одном жанре. Семёнову все было подвластно.

         Я работала во многих городах страны, и других композиторов знала. Считаю, что для Волгограда просто подарок, что такой композитор у нас был. Вот ему дали звание Почетного гражданина. Я бы ему дала звание еще выше, если бы такое было. Да и – вообще – он представитель поколения людей искусства, у которых совершенно другой нравственный стержень. Воспитание, любовь к окружающим, любовь к природе, которая особенно ощущается в его театральной музыке.

          В спектакле «Был такой катер» мы с Юрой Чиркиным играли главные роли. У нас было много красивых дуэтов. Как жаль, что сейчас эта великолепная музыка забыта. В театре часто меняется руководство, и музыка Семёнова с начала 90-х годов стала невостребованной».

          В архиве завлита театра сохранилась программка спектакля «Был такой катер», которую как ценную реликвию я хочу поместить здесь. Удалось найти фотографию самой актрисы и ее коллег – Ю.Чиркина и В.Жданова, которых она вспоминает.

      

         Эта  программка напомнила мне имена корифеев театра, которых можно назвать людьми легендарными. Главный режиссер Г.Генин, главный дирижер Ю.Милушкин, балетмейстер К.Ставский. Все они свой талант отдавали и постановкам спектаклей с музыкой композитора В.Н.Семёнова. Когда я пришел в театр в поисках материала для этой книги (в августе 2014 года), мне посоветовали обратиться к заведующей труппой Майе Михайловне Маевской. Я был потрясен, увидев, что в этой должности она работала  и  в том далеком   1976  году!  В программке я нашел Светлану Яковлевну Апексимову – хормейстера театра, которой доводилось работать над хоровыми партитурами в спектаклях Виктора Николаевича. Когда я поступил на хоровое отделение училища, она у нас преподавала. 20 мая 1965 года был выезд всего коллектива училища за Волгу (День здоровья) и я там сфотографировал Светлану Яковлевну в группе молодых преподавателей. А в январе 1966 года у хормейстера театра родилась дочь Ирина, которая закончила Театр-студию МХАТ в классе Олега Табакова и в настоящее время является выдающимся деятелем театра и кино. Сведения о творческой  судьбе  Ирины Апексимовой я нашел в книге Р.Ш.Энсани «Славные люди земли Волгоградской» (Волгоград, «Учитель», 2014 г.)

           Зачем у меня лежит и пылится та фотография? Пускай ее увидят хотя бы немногие пользователи Интернета.

    Галина Ивановна  Бакулина – хоровик

         Светлана Яковлевна крайняя слева. Рядом с ней Лина Андреевна Христосевич – зав. теоретическим отделением, Галина Ивановна  Бакулина – хоровик, и Лариса Николаевна Трубицына, мой первый преподаватель по музыкальной литературе. Ей я посвятил одну из первых своих брошюр под названием «Мое покаяние М.И.Глинке».   

           Но вернусь к воспоминаниям  Нины Вячеславовны Рыковской о            В.Н. Семёнове. Она называла артистов театра, которые любили музыку композитора и часто ездили с ним в гастрольные поездки по области и южным регионам страны. Приведу фотографии Валерия Жданова (слева) и Юрия Чиркина.

    Валерий ЖдановЮрий Чиркин

          В спектакле «Был такой катер» играл молодой артист Николай Бубенцов, ныне Заслуженный артист России. У него сохранилась плохонькая любительская фотография. С извинениями перед читателями за качество и за отсутствием других фото, и ее опубликую здесь.

    Сергей Алоянцев, Галина Лазарева,  Игорь Третьяков, Николай  Бубенцов

          Слева направо артисты Сергей Алоянцев, Галина Лазарева,  Игорь Третьяков, Николай  Бубенцов.

           До встречи в музейной комнате А.Н.Пахмутовой я не был лично знаком с Ниной Вячеславовной. Знал ее как артистку. Разыскал и пригласил на этот скромный  утренник, посвященный памяти  композитора  еще и потому, что она  много  лет  жила  в  Кировском  районе. И для меня оказалось полным сюрпризом, что актриса наделена еще и поэтическим даром. Я узнал, что   её дед Николай Рыковский был известным поэтом, ответственным секретарем литературного журнала. Она пришла в наш музей с сочиненной одой памяти композитору.

     

                                  В. Н. СЕМЁНОВУ

    В нем музыка с рождения звучала;

    Впитал он с материнским молоком

    Гармонии священное начало,

    В которой звуков чистых перезвон!

    И музыка лилась призывом к жизни,

    И слушатель ее воспринимал,

    И отражалась в ней любовь к Отчизне,

    Страстей души стремительный накал!

    Он, взяв богатства красок от природы,

    Орнамент музыкальный создавал!

    И музыка лилась легко, свободно,

    Воздушных нот кружился карнавал!

    И души наполнялись ярким светом;

    В них музыки царила благодать;

    И рады были многие поэты

    Свои стихи на суд его отдать!

    Овладевая творческим приемом,

    Фантазии своей давал дышать

    И, соблюдая музыки законы,

    Старался что-то яркое создать!

    Не раз в любви он городу признался

    Мелодией священного огня,

    И памятью сердец в ней возвышался,

    Бессмертный подвиг бережно храня!

    Дарил  Семёнов звуков мир прекрасный,

    И он ворвется смело в глубь времен,

    И жизнь искусству отдал не напрасно,-

    Таланту вдохновенному – поклон!

    Симфоний, ораторий, пьес и песен

    Немало для народа написал.

    Они над Волгой льются в поднебесье,

    И в них талант его бессмертным стал!

     

                                             24 ноября 2009 года

          У меня сохранилась видеозапись выступления артистки, читающей свои стихи. Какое богатство интонаций, тембров, дыхания! Это было чудо. Но чудеса еще для меня не закончились. Нина Рыковская принесла в дар музею целый том своих стихов – книгу под названием «Душа актрисы».

    А. Пахмутовой

                 В этой книге было стихотворение, посвященное А. Н. Пахмутовой:

     

                                                                               А. Пахмутовой

    Мы с Вами обе – сталинградки! Нам дорог Кировский район!

    Здесь детство мчалось без оглядки; теперь оно приходит в сон.

    Вот Дом культуры, танцплощадка и двадцать пятой школы двор,

    Аллеи радостного парка, где бродят пары до сих пор!

     

    И рупор шумного вокзала; тот ожидания перрон, –

    Здесь мать в дорогу провожала, смотрела с грустью на вагон.

    В клуб Ворошилова уютный по воскресеньям шли в кино;

    Просторный зал немноголюдный – как было это всё давно!

     

    Мы юбилеи отмечаем, любовью к творчеству полны,

    Друг друга близко мы не знаем, но обе музыке верны!

    Актриса я, Вы – композитор, нам Музе суждено служить!

    Кладете ноты на пюпитр; мне – роли, партии учить!

     

    Но обе в творческом мы строе поем гимн жизни и весне.

    Талант всегда вниманья стоит, когда родится в глубине.

    Стихи я многим посвящаю, и как же Вам не посвятить?

    Я Ваши песни распеваю, а в этом – творческая нить!

     

    Примите мой привет огромный как от солистки оперетт,

    Быть может, Вам стихи напомнят те отголоски юных лет?

    Здесь наше  детство прошагало, мечта желанная зажглась;

    Бекетовка – пути начало, в котором та мечта сбылась!

          Нина Вячеславна спела песню Насти из оперетты В. Н. Семёнова «Морозко». Хотя это – музыкальная сказка для детей, но музыка очень не простая.

           Мне удалось сберечь видеозапись, сделанную  на 85-летии композитора. Присутствующие с волнением всматривались, пожалуй, в последнюю съемку, сделанную при его жизни.

           В финале памятного события прозвучала музыка, которую сам Виктор Николаевич считал главным своим созданием, – музыка у Вечного огня. Ее слушали стоя.

    На развороте подаренной книги Нина Вячеславовна сделала надпись:

          Для меня было очень важно, что это скромное, почти домашнее, мероприятие происходило именно в творческой гостиной Александры Пахмутовой. Много  раз в моей книге фамилии этих двух композиторов стояли рядом! И даже тогда, когда один из них ушел из жизни, в этот день они были вместе!

          На этой встрече у меня возникло такое предложение. В нашем городе есть музей композитора Владимира Мигули в школе № 43 Дзержинского района. Музейная комната, в которой собраны материалы и экспонаты, рассказывающие о композиторе. Я был причастен к его созданию, и мы постоянно общаемся с хранительницей этой музейной комнаты преподавателем школы Савельевой Еленой Евгеньевной.

          Творческая гостиная Александры Николаевны, в которой мы вспоминали её однокурсника, открыта 7 лет назад. А разве композитор Семёнов не заслужил такой  чести, чтобы в городе была открыта посвященная ему музейная комната? Я хочу обратиться в Департамент по культуре с таким предложением. Какие могут быть варианты? Конечно, хорошо бы найти какое-то помещение в центре города в какой-нибудь музыкальной школе. Но будет непросто найти директора и людей, которые бы взялись за это дело с желанием и душой. Насильно никого не надо заставлять. Но какой-то уголок найти в огромном здании школы искусств № 1 для музея В. Н. Семёнова, думаю можно. Я занялся бы этой работой с удовольствием. У меня уже немало материалов, которые могли бы стать музейными экспонатами. Приведу хотя бы один-два из них здесь.

          Прежде всего, это автограф композитора на странице из книги Н. Л. Буровой «Вечный огонь», который он мне оставил и который я здесь уже привел. Сохранилась афиша-заготовка концертных выступлений композитора.

          Готовые музейные экспонаты – это сохраненные мной драгоценные нотные рукописи композитора. Помимо опубликованной здесь песни «Ни шагу назад»  сохранилась карандашная рукопись  песни «Город славы» на стихи  В.Крысова, которая исполнялась в  последнем юбилейном концерте композитора. Много лет я собирал аудио- и видеозаписи его сочинений.

          Думаю, что найдутся в городе музыканты, у которых сохранились какие-то реликвии, связанные с автором музыки у Вечного огня. Когда цель поставлена и есть желание добиться её воплощения, любые трудности преодолимы.

    1. Вступление>>>

    2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>

    3. Музыка Вечного огня>>>

    4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>

    5. Почетный гражданин области?>>>

    6. В.Н. Семенову  -  85 ! >>>

    7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>

    8. Памяти В.Н. Семёнова >>>

    9. Последнй приют >>>

    10.Открытое письмо губернатору>>>

    11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>

    12.Послесловие>>>

    Воспоминания о деятелях искусства

  • Глава 16-я из книги "Большой концерт в госпитале ветеранов" (Волгоград, "Экспресс-печать", 2013 г.). ПАМЯТИ В.М.БЛОКА >>>
  • Памяти выдающегося деятеля искусств мордовии композитора и музыковеда Г.И.СУРАЕВА-КОРОЛЕВА >>>
  • Мои встречи с  Маргаритой Константиновной Агашиной >>>
  • Забытое имя Волгоградской культуры композитор Виктор Семёнов>>>