Воспоминания о деятелях искусства
ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ
2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>
4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>
5. Почетный гражданин области?>>>
7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>
10.Открытое письмо губернатору>>>
11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>
12. ПОСЛЕСЛОВИЕ
Прошу вернуться читателей к началу моего повествования. В нём я рассказывал о том, что пришел получать музыкальную специальность, когда композитор В. Н. Семёнов уже был одним из моих кумиров. Через всю свою профессиональную деятельность в сфере музыкального образования и культуры я пронес уважение к ушедшему из жизни 5 лет назад музыканту и человеку, о чем рассказал в этой книге. Возможно, что она в моем скромном творчестве музыковеда и журналиста, заканчивающего свой жизненный путь, окажется последней, и я рад, что эта небольшая книжка посвящена именно Виктору Николаевичу.
Эту книгу ждет, думаю, непростая судьба. Но, опубликовав ее, я сделал всё, что было в моих силах, чтобы имя композитора не было забыто. Сделал это ради своей любви к музыке. У меня, наверное, довольно консервативные музыкальные вкусы. Не скрою, я люблю творения П. И. Чайковского. Вспоминаю время Волгоградской оперной антрепризы середины 90-х годов, созданной еще одним моим кумиром – дирижером Вадимом Николаевичем Венедиктовым. В опере «Иоланта», где в дуэте главных героев оперы, партии которых исполняли Татьяна Тесля и Николай Черепанов, в двух местах я не могу сдержать слез от музыкальной красоты (вспомните, например, финал дуэта Иоланты и Водемона).
Я часто смотрю и показываю ученикам эту видеозапись. Не собираюсь сравнивать Семёнова с Чайковским, но аналогичная моя реакция на красоту музыки имеет место быть и в произведении Виктора Николаевича. В его Концерте для скрипки с оркестром – одном из последних сочинений – есть переход от так называемой побочной партии, пропетой сначала солирующей скрипкой, к повторению этой замечательной музыки всем оркестром. В этом переходе, который я слушаю часто, не могу справиться со своими эмоциями, у меня появляются слезы от захватывающей дух музыкальной красоты. Не скрою, когда я слушаю этот эпизод и вспоминаю заросший травой холмик могилы художника, сотворившего эту красоту, мне становится стыдно за мою родную волгоградчину, допустившую такое глумление над памятью человека, который создал музыкальные символы города-героя и его воспел.
Уверен, что приближающееся 95-летие композитора (24 ноября 2014 г.) станет поводом для изменения ситуации.
Хотелось бы также поделиться своим наблюдением, которое касается нашей общей культуры в отношении к нашим именитым землякам.
Когда перестало биться сердце композитора В.Н.Семёнова, комиссия по организации похорон, возглавляемая вице-губернатором В.И. Галушкиным, не могла найти достойную фотографию для проведения прощальной церемонии и временного размещения на могильном кресте. 4 года на нем висело фото, относящееся к времени службы молодого зенитчика в армии.
Потом ее заменили веселой, игривой фотографией, не очень уместной на могильном холмике и переснятой с той самой афиши-заготовки, которая здесь опубликована. В 2003 году автор музыки у Вечного огня стал Почетным гражданином области. Загляните в Интернет на соответствующий сайт и посмотрите помещенную там подборку портретов Почетных граждан. На ней помещены парадные, торжественные фотографии людей с особыми заслугами перед регионом. Вместо парадного портрета с орденами и медалями В.Н.Семёнов помещен в этой галлерее в дачной тужурке. Никто не побеспокоился, чтобы такой художественный фотопортрет В.Н.Семёнова был сделан. Считаю, что творческие союзы, управления, комитеты, департаменты культуры должны заботиться о создании таких фотогаллерей наших заслуженных земляков. В том числе и для того, чтобы не мучиться в поисках в пришедший скорбный час, который никого не минует.
Не откладывая дела в долгий ящик, я начал думать о том, каким мог бы быть памятник В.Н.Семёнову. Чтобы мне хотелось на нем написать?
В ходе работы над книгой мне пришлось не один раз побывать в Областной универсальной научной библиотеке имени М.Горького. На стене в фойе здесь висит замечательный барельеф, посвященный приезду на открытие библиотеки в 1985 году выдающегося поэта и общественного деятеля страны Расула Гамзатова. К стыду своему, не знаю, кто этот барельеф создавал. Но хочу поместить здесь фотографии барельефа и его нижней части.
Вот эти замечательные строчки:
Мы все умрем,
Людей бессмертных нет.
И это все известно,
И не ново.
Но мы живем,
Чтобы оставить след:
Дом, иль тропинку,
Дерево иль слово.
Если бы Расул Гамзатов был жив, я бы попросил у него разрешения поместить это мудрейшую миниатюру на будущем памятнике волгоградскому музыканту, только с одним измененным словом. Мне хочется, чтобы на могильной плите композитора была такая надпись:
Мы все умрем. Людей бессмертных нет.
И это все известно, и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след:
Дом, иль тропинку, МУЗЫКУ иль слово.
Расул Гамзатов
Светлая Вам память, дорогой Виктор Николаевич…
2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>
4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>
5. Почетный гражданин области?>>>
7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>
10.Открытое письмо губернатору>>>
11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>
Воспоминания о деятелях искусства