Воспоминания о деятелях искусства
ЗАБЫТОЕ ИМЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
КОМПОЗИТОР ВИКТОР СЕМЁНОВ
2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>
4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>
5. Почетный гражданин области?>>>
7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>
10.Открытое письмо губернатору>>>
11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>
2. ПЕРВЫЕ 10 ЛЕТ РАБОТЫ В СТАЛИНГРАДЕ-ВОЛГОГРАДЕ
Эти мои расспросы начались осенью 1963 года, когда Виктор Николаевич работал в городе уже 10 лет. В ходе сбора материалов для этой книги, я изучал начальный период творчества композитора по скупым источникам, которые удалось разыскать.
Подвиг Сталинграда, тема грандиозной битвы на Волге, героизма советского народа, спасшего мир от фашистской чумы, была главной в творчестве всех деятелей искусства того времени. Для создания вокальных сочинений композитору нужны были поэтические тексты. Волгоградская писательская организация в то время была небольшой по составу. Это сейчас она является одной из самых крупных и известных в России. Ее славу составляют поэты Василий Макеев, Татьяна Брыксина, Михаил Зайцев, Сергей Васильев, Владимир Мавродиев, Владимир Овчинцев, прозаики Борис Екимов, Евгений Лукин и другие известные мастера пера. А кто являлся лидером волгоградской поэзии в те первые послевоенные годы? Одно из таких имен – Костин Владимир Матвеевич. С В.Семёновым он почти ровесник – родился в 1920 году. До войны учился в Сталинградском механическом институте, а после войны работал на Тракторном заводе сначала фрезеровщиком, а затем конструктором. Печататься начал в газете «Сталинградская правда» и альманахе «Литературный Сталинград». Результатом активной творческой деятельности стал довольно быстрый для молодого автора выход двух поэтических сборников «Утро моего города» (1950 г.) и «Улица Мира» (1951). Вот обложки этих первых сборников Владимира Костина, которые мне удалось разыскать в Отделе редких книг Областной библиотеки:
Эти скромные книжечки были подарены Библиотеке родственниками другого волгоградского поэта после его смерти. А он получил их в свое время с дарственными надписями В.Костина. Вот титульные страницы.
Читаю эти надписи. На одном сборнике: «Изе Израилеву, хорошему товарищу и взыскательному редактору от автора». На другом просто: «другу моему». А адресованы они поэту, литературный псевдоним которого – Юрий Окунев (1919-1988). После окончания Литературного института он работал редактором отдела художественной литературы областного книжного издательства.
В библиотеке №7 Кировского района я нашел еще один сборник В.Костина, вышедший в 1971 году, а также разыскал рецензию на него Владимира Богомолова, опубликованную в «Волгоградской правде». Вот фрагмент заглавного стихотворения сборника, посвященного нашему городу и его воинской славе, в которой рецензент отмечает яркую эмоциональность:
Город мой!
Не устану гордиться тобою,
Новой славой и силой
Ты нынче богат.
Алый стяг
Крепко держишь рабочей рукою
На виду у планеты Земля,
Волгоград!
Приведу здесь обложку этого сборника и копию портрета В.Костина, который висит на стенде в Союзе писателей на Краснознаменской 8.
Начавшееся творческое сотрудничество В.Семёнова и В.Костина оказалось очень плодотворным. Уже в 1954 году была сочинена кантата «Сталинград». Еще до переименования города была сочинена «Песня о Волгограде», величественная музыка которой стала одним из символов города на Волге. Припев песни начинается словами: «Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь, и над Волгой стоишь величаво…». Навряд ли такие слова могли написать современные волгоградские поэты. После двадцатилетнего раздрая перестройки и рассовечивания нашему городу приходится слышать много всякой хулы. Но то время – начало 60-х годов -, когда эти строчки ложились на бумагу, было по-настоящему счастливым. Это было счастье - восстанавливать и строить новый город, возводить плотину ГЭС, поднимать целину, радоваться успехам в космосе, чувствовать себя причастным к большим делам, которыми жила вся страна. Критик Дмитрий Чиров в книге «Писатели Нижней Волги» свой обзор творчества В.Костина начинает со стихотворения поэта, которое так и называется – «Слово о счастье». В нем рабочий-тракторостроитель размышляет о том, как построенный им трактор молодой тракторист поведет «в разлив пшеничный» и вспомнит о нем добрым словом. У двух героев стихотворения одна судьба и один путь к счастью. Поэт видит счастье в беспокойном стремлении каждого члена общества внести свой достойный вклад в общее дело.
Таким было то время, и в поэзии В.Костина оно нашло адекватное отражение. Когда я учился в училище искусств, мне приходилось участвовать в хоровом исполнении «Песни о Волгограде». Приведу здесь ноты этого произведения В.Н.Семёнова. Музыка начала припева (на словах «город счастья и солнца, прекрасен ты вновь») стали позывными областного радио и звучала для волгоградцев каждое утро. Впервые эта песня была опубликована в сборнике «Рассвет над Волгой (песни волгоградских композиторов)», составленном композитором Евгением Казановским во второй половине 60-х годов. Сборник, не имеющий выходных данных, выпущенный минимальным тиражом «полуподпольно», тем не менее, отражает полную картину песенного творчества волгоградских композиторов и заслуженно первое место в нем отведено песням В.Н.Семёнова. Открывается сборник «Песней о Волгограде» на слова В.Костина. Здесь приводится первый куплет песни.
На третьей странице клавира пунктирной рамкой обведены 2 такта начала припева (те самые слова «Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь»). Как документ истории волгоградской культуры приведу здесь аудиозапись припева песни в очень недурном исполнении коллективов областной филармонии 60-х годов.
Именно эта музыка стала позывными областного волгоградского радио, с которых начинался новый день жителей региона. У меня сохранилась аудиозапись. Волгоградцы со стажем, - вспомните, а молодежь, - послушайте.
В продолжение рассказа о песне В.Семенова – В.Костина публикуются ноты первого куплета из сборника, составленного Е.Казановским в далекие 60-е годы.
*) пунктирной рамкой обведены 2 такта, которые стали
позывными областного радио
Сборник «Рассвет над Волгой» стал раритетом, поэтому я приведу здесь его последнюю страницу, чтобы вспомнить авторов песен того времени, в большинстве своем уже ушедших их жизни.
В моем архиве мне попались ноты вокально-хоровой сюиты В.Семёнова на стихи В.Костина «Город чистых сердец». Эта сюита была издана в виде буклета Всероссийским хоровым обществом (в те годы этим обществом руководил легендарный хоровой дирижер ректор Московской консерватории Александр Свешников). Приведу здесь несколько частей из этой сюиты. Одна их этих частей – «Выйду я на реченьку» - я часто слышал по Областному радио.
Песни на стихи В.Костина композитор писал и позже. В том же сборнике «Вторая весна» я нашел текст песни В.Семёнова, которая в концертах исполнялась очень часто – «Здесь гвардия насмерть стояла» (другое ее название – «Аллея героев»). Это одна из лучших песенных мелодий композитора. Но в конце 50-х годов в творчестве поэта произошел резкий перелом. В одном из выпусков альманаха «Литературный Сталинград» некто В.Лазарев высказал не очень обоснованные критические замечания в адрес стихов В.Костина. Может быть, это стало причиной того, что поэт обратился к новому для себя жанру – комедии. В 1960году Виктор Семёнов вместе с начинающим драматургом создает оперетту «Волжаночка», ставшую вехой в творчестве и поэта, и композитора. После «Волжаночки» В.Костин написал еще пьесу «Я - актриса», тоже положенную на музыку В.Семёновым и поставленную Волгоградским театром, а затем еще две, опубликованные в одной книге под названием «Волжаночка» в 1967 году. У оперетты «Волжаночка» судьба оказалась счастливой. Она была поставлена в нескольких театрах страны, а также в чешском городе Прешов. С огромным успехом наш театр показал этот спектакль в Москве. Покажу здесь обложку сборника пьес и страницу из «Волжаночки», где ее молодые герои вспоминают Сталинградскую битву
.
В начале «лихих» 90-х, когда архивы Дома народного творчества полетели в костер, мне удалось спасти архив композиторской секции, в котором оказалась рукопись песни В.Семёнова «Ни шагу назад!». Когда я ее открываю, у меня руки дрожат от волнения. Спектакль «Волжаночку» я слушал в театре раз десять, и каждый раз эта песня ввергала меня в состояние «мурашки по коже». Песня стала музыкальным воплощением сталинского приказа №227 от 28 июля 1942года. Вот эти нотные страницы, написанные рукой композитора.
На поиски дополнительных материалов о создании этой оперетты и ее сценической жизни я отправился в Волгоградский музыкальный театр. Со служебного входа попал в него впервые. Одна знакомая актриса – дочь моей коллеги по щколе Ларисы Павловны Орешкиной – помогла мне познакомиться с заведующей литературной частью театра Людмилой Алексеевной Мякишевой. В своем архиве она нашла фотографии артистов, участвовавших в премьерных спектаклях с музыкой В.Н.Семёнова. На них тогдашние примы театра: Тамара Папина и Людмила Моисеева. В сцене из «Волжаночки» Вера Живаго и Геннадий Шатовский
Вот еще одна сцена из спектакля и фрагмент рецензии Виктора Дроботова в газете «Волгоградская правда». В последнем абзаце говорится, что спектакль рекомендован для показа в Москве.
2. Первые 10 лет работы в Сталинграде - Волгограде>>>
4. В.Н. Семёнов в фотографиях из Архива>>>
5. Почетный гражданин области?>>>
7. Последние аплодисменты Виктору Семёнову >>>
10.Открытое письмо губернатору>>>
11.Письмо от А.Н. Пахмутовой>>>
Воспоминания о деятелях искусства