Пособие - Моё покаяние Глинке / Стр.6
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/
ОБ ОДНОМ МАЛОИЗВЕСТНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ М.И.ГЛИНКИ
Основным учебником музлитературы по разделу «русская музыка» в музыкальных школах является учебник Э. Смирновой, изданный еще в 70-х годах прошлого века. Одна из тем, посвященных в этом учебнике творчеству М.И.Глинки, называется «Произведения для оркестра». Процитирую одно из предложений в этой теме на странице 27: «В репертуар симфонических оркестров часто входят увертюры к обеим операм Глинки, а также превосходная музыка к трагедии «Князь Холмский». Нигде больше ни к одному произведению, упоминаемому в этом учебнике, такой эпитет больше не применяется, но по поводу самой музыки к трагедии больше не говорится ни слова. Я взял училищный учебник, - и там об этом сочинении Глинки не нашел ничего. А вот в фонотеке института им. П. А. Серебрякова удалось послушать запись увертюры и антрактов к «Князю Холмскому». Музыковедческий анализ этого произведения был найден в монографии О. Левашовой («Михаил Иванович Глинка». Изд. «Музыка», 1988 г., т. 2). Чем больше приходилось знакомиться с работами и статьями В. Стасова, А. Серова, П. Чайковского об этой работе Глинки, тем больше для меня раскрывались красоты этого шедевра. Я включил его в список обязательных для прослушивания при прохождении темы «М. И. Глинка», а также постоянно использую во внеклассной работе. Начиная с 2004 года, с этим сочинением Глинки связаны выступления моих учеников, участвовавших в городских и областных конкурсах по музлитературе. Пример с этим забытым шедевром еще раз говорит о том, как плохо мы знаем нашу отечественную классику, как не ценим те сокровища отечественной культуры, которые имеем. В этой брошюре нет смысла пересказывать сюжет произведения или устраивать какой-то его разбор. Коллег, которые, может быть, захотят откликнуться на мою «рекламу», можно отослать к упомянутой уже монографии О. Левашевой. Правда, могут возникнуть трудности с нотами. По крайней мере, в библиотеке института искусств им. П. А. Серебрякова найти клавир не удалось. Но в своей родной школе искусств было найдено настоящее сокровище – ПАРТИТУРА «Князя Холмского» (около 130 страниц). Вместо анализа в этой брошюре помещено мое переложение небольшого фрагмента увертюры (основные темы экспозиции сонатной формы): вступление, главная партия и побочная партия – то есть тот материал, который показывался в конкурсных выступлениях учеников. Приводится еще один вокальный номер (также в виде клавира) – песнь Рахили. Сейчас найденная партитура «Князя Холмского» передана в симфонический оркестр г. Волжского дирижеру В. И. Девочкину, который обещал включить эту музыку в намечаемые программы. Боюсь ошибиться, но что-то не припомню, чтобы за 22 года работы Волгоградского симфонического оркестра, который за это время переиграл все, что угодно, включая массу мировых премьер, эту музыку Глинки слышали волгоградцы. Приведу несколько цитат из классиков. После смерти Глинки в 1857 году его друзья похлопотали и «Холмский» был исполнен. Владимир Васильевич Стасов откликнулся на это событие статьей с длинным заголовком: «Об исполнении одного неизвестного сочинения М. И. Глинки». В этой статье В. В. Стасов приводит фрагмент письма Глинке своей матери от 15 февраля 1841 года: «Искусство, эта данная мне небом отрада, – гибнет здесь от убийственного ко всему прекрасному равнодушия». Эти слова Глинка написал спустя несколько месяцев после провала пьесы Н. Кукольника, из-за чего музыка Глинки к этому спектаклю канула в небытие. Услышав это произведение в состоявшемся концерте памяти Глинки, В. В. Стасов написал: «Без сомнения, эта музыка заключает в себе одно из самых коренных прав Глинки на бессмертие». Особенно высоко ценил это творение Глинки П. И. Чайковский – оно было одним из любимых произведений автора «Пиковой дамы». В этой музыке он выделял антракт к третьему действию драмы. П. И. Чайковский писал: «Каждый из следующих за увертюрой антрактов есть маленькая картина, написанная рукою великого художника, симфоническое чудо, стоящее целого вороха длинных симфоний второстепенных композиторов». Антракт к пятому действию – бурная и страстная музыка, рисующая отчаяние князя Холмского, ожидающего расправы за измену. Музыка создает буквально образ смерти, витающей над князем. И вот недавно, в 2004 году по Первому каналу ТВ был показан телефильм, рассказывающий о скульптуре «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде. Рекламный ролик об этом фильме показывали задолго до премьеры. Создатели этого ролика (к сожалению, не знаю их имен) совершенно гениально использовали в музыкальном оформлении… АНТРАКТ К ПЯТОМУ ДЕЙСТВИЮ «ХОЛМСКОГО»! Как нельзя лучше было использовано музыкальное воплощение того самого образа смерти, витающего над Холмским. И в наши дни зазвучал забытый шедевр Глинки! Правда, это был какой-то единичный случай. К сожалению, телевидение ни на одном канале не вспомнило про Глинку в начале 2007 года, когда исполнилось 150 лет памяти композитора.
ПОСТЛЮДИЯ
участника конкурса по музыкальной литературе
от ДШИ № 1 Павла Романова
(в номинации «Исторические образы в музыке»
он рассказывал об одном из сподвижников Ивана III
Князе Холмском, образ которого воплощен
в произведении Глинки).
Конкурс проходил в Волгоградском колледже искусств им. П.А.Серебрякова 25.03.07г.
Когда впервые я читал в учебнике про Глинку,
узнал: на свете под Смоленском появился он.
Родился в тыща восемьсот четвертом,
А умер в тыща восемьсот пятьдесят седьмом.
День смерти, видно, Бог дал не случайно.
В календаре стояло ТРЕТЬЕ ФЕВРАЛЯ –
день именин той самой Анны, какой
поэт «Я помню чудное мгновенье» посвящал.
И Глинке Керн дарили вдохновенье,
как будто бы всходил он на Парнас.
Спасибо дочке Анны Керн Екатерине,
Что Глинка создал лучший свой романс.
Но мы вернемся к цифрам, мрачной дате смерти.
Мой Глинка умер, сколько ж лет назад?
Несложные провел я вычисленья
и получилось у меня: СТО ПЯТЬДЕСЯТ!
Выходит – юбилей? и повод вспомнить, что уж
звучало и прозвучит наверняка еще не раз?
И благодарно пережить то наслажденье,
которое приносят пьесы Глинки иль его романс!
За много месяцев в преддверьи \этой даты
готовиться серьезно я начал.
И книги Стасова, Лароша и Серова
с огромным интересом прочитал.
Я думал: юбилей такого гения, как Глинка,
Отметит вся планета, вся земля.
И с нетерпеньем ждал (вот-вот, уж близко!),
Когда наступит третье февраля.
И сладостное чувство предвкушенья,
что снова встреча с Глинкой меня ждет,
Жило во мне, рождая нетерпенье,
И волновался я за много дней вперед.
Весь день переключал каналы –
на этот случай в школу не пошел…
Свалился от усталости в двенадцать ночи,
но так про Глинку ничего и не нашел.
Мечтал услышать что-нибудь в «Известьях» -
От радости я прыгать был готов.
Напрасно ждал я, что хотя бы по «Культуре»
про Глинку скажут, ну, хотя бы, пару слов.
По первому, по НТВ, иль по восьмому -
я думал, что-нибудь у них найти смогу.
Услышу, может быть, какую-то премьеру,-
но все, как сговорились: ни гу-гу…
Каналы ДТВ и ТНТ такие,
Что и не стоило от них чего-то ждать.
На них давно стабильно процветают
«Дом-2», Анфиса, иль «Комеди-клаб».
Мечтал услышать «Холмского» живьем я.
У нас двадцатый год уж свой оркестр.
И обращался я к Серову * с предложеньем,
но «Холмского» в программах так и нет.
Спросил я как-то скрипача-пенсионера (у нас
в Бекетовке с женой-альтисткою они живут).
Сказал про ноты «Холмского», что в жизни
никто не ставил их ему на пульт.
О, Русь родная! Как уже привыкла
Ты гениев своих травить и забывать!
И вновь приходится все видеть это –
Не смог сегодня я об этом промолчать!
Благословен будь всякий (имя рек),
В душе в ком к музыке не заросла тропинка.
Сегодня мой рассказ – то Вам венок,
ВЕЛИКИЙ МИХАИЛ ИВАНЫЧ ГЛИНКА.
Серов Э.А. – руководитель Волгоградского симфонического оркестра.
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/