В. МАДЯНОВ - Пособие для преподавателей музыкально-теоретических предметов

Пособие - Моё покаяние Глинке

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/


 

Южное зональное методическое объединение

 детских школ искусств

и музыкальных школ Волгограда

Детская школа искусств №1

============================================

В. МАДЯНОВ

 

Моё покаяние

М. И. Глинке

(из опыта работы в классе музыкальной литературы

школы искусств)

 

Издание второе,

исправленное и дополненное

 

Пособие для преподавателей

музыкально-теоретических предметов

Волгоград, 2011 г.

ББК 85.313(2)1р

         М 13

 

С о с т а в и т е л ь

В. А. Мадянов, преподаватель школы искусств №1

Р е ц е н з е н т :

 

Е. А. Гущина,

проректор по учебной и научной работе,

кандидат философских наук, профессор,

зав. кафедрой теории и истории музыки  ГОУ ВГИИК

М 13   Мадянов, Владимир Александрович.

      Моё покаяние М. И. Глинке[Текст](из опыта работы в классе муз. литературы школы искусств): пособие для преподавателей муз.-теорет. предметов/В. Мадянов; Южное зональное метод. объединие дет. школ искусств и муз. школ Волгограда, Дет. школа искусств № 1.- Волгоград: Экспресс-печать, 2010. – 40 с.

      В издании освещаются некоторые вопросы, связанные с изучением творческого наследия великого классика отечественной музыки – Михаила Ивановича Глинки. Адресовано преподавателям детских музыкальных школ, школ искусств, лицеев и гимназий.

ББК 85.313(2)1р

© В.А.Мадянов, 2010

 

Этот скромный сборник рефератов

 автор посвящает своему первому преподавателю

 по предмету  «музыкальная литература»

Ларисе Николаевне Трубицыной,

у которой в 1963 году начал занятия

по этой науке великовозрастный первокурсник

вечернего отделения Волгоградского

 училища искусств.  

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В 1875 году сестра М.И.Глинки Людмила Ивановна Шестакова решила издать на свои средства полные оркестровые партитуры опер  своего гениального брата. В работе по редактированию рукописей помимо М. А. Балакирева и А. К. Лядова принял участие и Н. А. Римский-Корсаков. Впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» он вспоминал: «Занятия партитурами Глинки были для меня неожиданною школою. И до этих пор я знал и боготворил его оперы, но, редактируя печатавшиеся партитуры, мне пришлось пройти фактуру и инструментовку Глинки до последней ничтожной нотки. Не было пределов моему восхищению и поклонению гениальному человеку!» Если бы существовал в наши дни какой-нибудь клуб фанатов Глинки, я бы записался в него одним из первых. Нет пределов моему восхищению и поклонению этому композитору, создавшему свои творения еще на самой заре отечественной классической музыки. Публикуемый в этой брошюре реферативный популяризаторский материал – дань уважения  и поклонения моему кумиру.  

                  Мадянов Владимир Александрович.

               Отзывы, замечания и пожелания можно прислать по адресу:

             40057, г. Волгоград, ул. Первой Пятилетки, д.7, ДШИ №1

 

                            Реферат отмечен Дипломом   на конкурсе

                     методических работ преподавателей детских

   музыкальных школ и школ искусств, проходившем

          в Волгоградском муниципальном институте

               искусств им. П. А. Серебрякова

 

О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ПРАВДЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ОПЕРЫ

М. И. ГЛИНКИ «ИВАН СУСАНИН»

НА УРОКАХ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

( р е ф е р а т )

От составителя

«Покаяния отверзи ми двери» - так начинается одна из православных молитв. Несколько страниц этого реферата написаны с одной целью – покаяния. Покаяния перед тем, что в течение многих, хотя и быстро промелькнувших лет, составитель способствовал распространению неверного, искаженного, фальшивого представления о первой русской классической опере. Толчком к появлению такого движения души послужил сравнительный анализ либретто оперы «Иван Сусанин», приписываемого С. Городецкому, с текстом оперного клавира, изданного в 1906 году под редакцией М. Балакирева и С. Ляпунова и случайно найденного у одного знакомого собирателя музыкальных древностей (см. Приложения № 1, 2, 3,). Реферат скомпилирован из опубликованных в последние годы материалов и отпечатан в 100 экземплярах с целью покаяться перед большим числом потенциальных читателей. Наибольшее удовлетворение составитель испытает, если среди читателей найдется хотя бы один, который чувство вины и покаяния с ним разделит…

27 ноября 1836 года – премьера первого оперного детища М. И. Глинки. В царской ложе Николай Первый. В зале весь «высший свет». В зале музыканты, литераторы, художники. В зале Пушкин. Звучит финал, названный П. И. Чайковским «архигениальным, стоящим наряду с высочайшими проявлениями творческого духа великих гениев». Трижды повторяется основная мелодия хора «Славься» с изменениями в фактуре и оркестровке, но с неизменным текстом:

          Славься, славься, наш Русский Царь!

          Господом данный нам Царь Государь!

          Да будет бессмертен твой царский род,

          Да им благоденствует Русский народ!

Одной любой строчки, а уж, тем более, третьей, достаточно для того, чтобы после октября 1917 года и, особенно, после июля 1918-го, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья, опера Глинки оказалась за цензурной решеткой. Первые попытки «усовершенствования» оперной классики были предприняты вскоре после революции. «Гугеноты» Мейербера были переделаны в «Декабристов», «Тоска» Пуччини в интересах подтверждения теории классовой борьбы была перередактирована в «Борьбу за Коммуну».

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/