Пособие - Моё покаяние Глинке
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/
Южное зональное методическое объединение
детских школ искусств
и музыкальных школ Волгограда
Детская школа искусств №1
============================================
В. МАДЯНОВ
Моё покаяние
М. И. Глинке
(из опыта работы в классе музыкальной литературы
школы искусств)
Издание второе,
исправленное и дополненное
Пособие для преподавателей
музыкально-теоретических предметов
Волгоград, 2011 г.
ББК 85.313(2)1р
М 13
С о с т а в и т е л ь
В. А. Мадянов, преподаватель школы искусств №1
Р е ц е н з е н т :
Е. А. Гущина,
проректор по учебной и научной работе,
кандидат философских наук, профессор,
зав. кафедрой теории и истории музыки ГОУ ВГИИК
М 13 Мадянов, Владимир Александрович.
Моё покаяние М. И. Глинке[Текст](из опыта работы в классе муз. литературы школы искусств): пособие для преподавателей муз.-теорет. предметов/В. Мадянов; Южное зональное метод. объединие дет. школ искусств и муз. школ Волгограда, Дет. школа искусств № 1.- Волгоград: Экспресс-печать, 2010. – 40 с.
В издании освещаются некоторые вопросы, связанные с изучением творческого наследия великого классика отечественной музыки – Михаила Ивановича Глинки. Адресовано преподавателям детских музыкальных школ, школ искусств, лицеев и гимназий.
ББК 85.313(2)1р
© В.А.Мадянов, 2010
Этот скромный сборник рефератов
автор посвящает своему первому преподавателю
по предмету «музыкальная литература»
Ларисе Николаевне Трубицыной,
у которой в 1963 году начал занятия
по этой науке великовозрастный первокурсник
вечернего отделения Волгоградского
училища искусств.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В 1875 году сестра М.И.Глинки Людмила Ивановна Шестакова решила издать на свои средства полные оркестровые партитуры опер своего гениального брата. В работе по редактированию рукописей помимо М. А. Балакирева и А. К. Лядова принял участие и Н. А. Римский-Корсаков. Впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» он вспоминал: «Занятия партитурами Глинки были для меня неожиданною школою. И до этих пор я знал и боготворил его оперы, но, редактируя печатавшиеся партитуры, мне пришлось пройти фактуру и инструментовку Глинки до последней ничтожной нотки. Не было пределов моему восхищению и поклонению гениальному человеку!» Если бы существовал в наши дни какой-нибудь клуб фанатов Глинки, я бы записался в него одним из первых. Нет пределов моему восхищению и поклонению этому композитору, создавшему свои творения еще на самой заре отечественной классической музыки. Публикуемый в этой брошюре реферативный популяризаторский материал – дань уважения и поклонения моему кумиру.
Мадянов Владимир Александрович.
Отзывы, замечания и пожелания можно прислать по адресу:
40057, г. Волгоград, ул. Первой Пятилетки, д.7, ДШИ №1
Реферат отмечен Дипломом на конкурсе
методических работ преподавателей детских
музыкальных школ и школ искусств, проходившем
в Волгоградском муниципальном институте
искусств им. П. А. Серебрякова
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ПРАВДЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ОПЕРЫ
М. И. ГЛИНКИ «ИВАН СУСАНИН»
НА УРОКАХ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
( р е ф е р а т )
От составителя
«Покаяния отверзи ми двери» - так начинается одна из православных молитв. Несколько страниц этого реферата написаны с одной целью – покаяния. Покаяния перед тем, что в течение многих, хотя и быстро промелькнувших лет, составитель способствовал распространению неверного, искаженного, фальшивого представления о первой русской классической опере. Толчком к появлению такого движения души послужил сравнительный анализ либретто оперы «Иван Сусанин», приписываемого С. Городецкому, с текстом оперного клавира, изданного в 1906 году под редакцией М. Балакирева и С. Ляпунова и случайно найденного у одного знакомого собирателя музыкальных древностей (см. Приложения № 1, 2, 3,). Реферат скомпилирован из опубликованных в последние годы материалов и отпечатан в 100 экземплярах с целью покаяться перед большим числом потенциальных читателей. Наибольшее удовлетворение составитель испытает, если среди читателей найдется хотя бы один, который чувство вины и покаяния с ним разделит…
27 ноября 1836 года – премьера первого оперного детища М. И. Глинки. В царской ложе Николай Первый. В зале весь «высший свет». В зале музыканты, литераторы, художники. В зале Пушкин. Звучит финал, названный П. И. Чайковским «архигениальным, стоящим наряду с высочайшими проявлениями творческого духа великих гениев». Трижды повторяется основная мелодия хора «Славься» с изменениями в фактуре и оркестровке, но с неизменным текстом:
Славься, славься, наш Русский Царь!
Господом данный нам Царь Государь!
Да будет бессмертен твой царский род,
Да им благоденствует Русский народ!
Одной любой строчки, а уж, тем более, третьей, достаточно для того, чтобы после октября 1917 года и, особенно, после июля 1918-го, когда в Екатеринбурге была расстреляна царская семья, опера Глинки оказалась за цензурной решеткой. Первые попытки «усовершенствования» оперной классики были предприняты вскоре после революции. «Гугеноты» Мейербера были переделаны в «Декабристов», «Тоска» Пуччини в интересах подтверждения теории классовой борьбы была перередактирована в «Борьбу за Коммуну».
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 / Страница - 6 / Страница - 7 / Реценизия Владимира Уколова/