Сольфеджио - Стр.4 / ОЙ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБУШКА

Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио - Стр.4

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /


Поэтому донатсептаккорд  (обозначается ДЭ - семь) разрешается в тоническую терцию с утроенным основным тоном. Интервальное строение D7: б3 + м3 + м3. Три нижних звука образуют мажорное трезвучие, а три  верхних - уменьшенное. Дополнительное задание: построить и разрешить Д7 в одной из названных комиссией тональностей.

  

БИЛЕТ №7

ОЙ, ПОЛНЫМ-ПОЛНА КОРОБУШКА

«Ой, полным-полна коробушка» - один из  песенных шедевров народного творчества, вдохновленных поэзией Н.А.Некрасова. В песне увековечены начальные строки его поэмы «Коробейники». Это – еще один образец более позднего фольклора, испытавшего на себе влияние городской песенной культуры. Мелодия песни предполагает четкую аккордовую поддержку из главных трезвучий тональности – тонического (Т), доминантового (D) и субдоминантового (S). Музыкальная форма песни – квадратный период неповторного строения. В первых двух фразах происходит потактовое чередование функций Доминанты и Тоники. Мелодическая кульминация в третьей фразе  подчеркнута ярким Субдоминантовым аккордом. Если аккорды сопровождения менять в каждом такте, то получится такая последовательность:

  D – T – D – T – S – T- D – T

  В мелодии нижнего голоса появляется звук си-бекар- элемент гармонического минора, в котором доминантовое трезвучие становится мажорным ( соль- си-бекар – ре). Музыкальная форма песни - квадратный период с повторностью второй и четвертой фраз: А – А1-Б-А1. Музыкальной  формой называется схема построения произведения, его КОМПОЗИЦИЯ. Основные понятия, связанные с анализом музыкальной формы:

ФРАЗА – часть мелодии, которая поется на одном дыхании.  ЦЕЗУРА  ( V или,) – знак дыхания. МОТИВ – элемент фразы, имеющий один акцент (ударение на «сильной» доле такта). КАДЕНЦИЯ – окончание фразы или законченного  музыкального построения. ПЕРИОД – название музыкальной формы, в которой излагается  законченная музыкальная мысль. Признак законченности – тоника в мелодии на «сильной» доле и тоническое трезвучие в сопровождении. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – часть периода, состоящая из двух или больше фраз. ПЕРИОД  ПОВТОРНОГО СТРОЕНИЯ – период, состоящий из двух предложений, которые начинаются одинаково, но отличаются окончаниями (каденциями). Такой период часто встречается в инструментальной музыке, но для народных песен он не типичен, в них гораздо чаще встречается ПЕРИОД  НЕПОВТОРНОГО СТРОЕНИЯ (наверное, потому,  что народ- творец не любил никакой одинаковости и все время искал и находил новые варианты песенных попевок). В песнях, которые  мы готовили к этому экзамену, повторный период встречается только один раз («Как за речкою,..»). Форму любого музыкального произведения можно обозначить буквами. Песня «Ой, полным – полна…»  имеет следующую буквенную формулу: А – А1 – B – А1. Более сложные музыкальные формы – ДВУХЧАСТНАЯ, ТРЕХЧАСТНАЯ, РОНДО чаще встречаются в инструментальной музыке, либо в более сложных вокальных жанрах, чем песня.     Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки, Например До–мажор и ля–минор. Между тониками параллельных тональностей  интервал малая терция (полтора тона). Тоника параллельного минора является шестой  (высокой) ступенью мажора (полутон – тон вниз). Для данного  минора  тонику параллельного мажора нужно искать на полтора тона вверх. Переход от тоники мажора через седьмую высокую ступень к тонике параллельного минора часто называют  «модулирующая связка». Дополнительное задание: Назвать параллельную тональность  к данной  мажорной или минорной по предложению экзаменационной  комиссии.

 

БИЛЕТ №8

ПЕСНЯ ЛЕЛЯ ИЗ ОПЕРЫ «СНЕГУРОЧКА»

                Н.А. Римский-Корсаков

Прежде, чем сочинить оперу «Снегурочка», Николай Андреевич Римский-Корсаков много лет занимался изучением народных песен. Песня Леля из этой оперы, сочиненная в традициях народного творчества, иллюстрирует часто встречающееся явление в песенном фольклоре – терцово-ладовую переменность. Даже внутри одной фразы (например, первой или второй, которые начинаются и заканчиваются в ре – миноре), успевает «промелькнуть» параллельный Фа – мажор.  В середине песни (третья, четвертая и пятая фразы) надолго устанавливается Фа мажор, но в последних фразах (шестой и седьмой) возвращается исходный ре – минор. Так же характерны для народных песен плагальные окончания. И у Римского – Корсакова перед тоникой в конце – четвертая ступень. Модуляцией называется переход мелодии из одной  тональности в другую. Признаком модуляции в нотной записи является появление случайных знаков альтерации, нужных в новой тональности. При переходе в новую тональность обязательно используется общий для обеих тональностей связующий элемент (ступень лада или аккорд). Но в народных песнях и музыке русских композиторов часто встречается смена тональности, которая не видна в нотах. Это переход из минора в параллельный мажор. Ярчайший пример – «Песня Леля». Связующим элементом в этой модуляции является седьмая низкая ступень натурального минора (натуральный вводный тон), которая в момент перехода становится пятой ступенью параллельного мажора. В тональности ре – минор натуральный вводный тон – до (бекар). После скачка мелодии на чистую кварту  (до-фа) звук до становится пятой ступенью Фа – мажора. Примечание. Песня Леля взята для экзамена из классического учебника сольфеджио А.Калмыкова – Г.Фридкина (№422). Раздел для учащихся пятого класса, куда этот номер входит, имеет подзаголовок «минор с натуральным вводным тоном как элементом связи с параллельной тональностью». При смене тональности особое значение имеют  мелодические свойства двух взаимообратимых интервалов: чистой кварты и чистой квинты. Эти свойства можно сформулировать как «закон кварты» и «закон квинты». Первый: в чистой кварте  верхний звук – тоника, а нижний – пятая ступень, В квинте - наоборот: нижний звук - тоника, а  верхний – «задумчивая» пятая ступень. Многие массовые песни (а гимны просто все) начинаются затактовой квартой, потому, что никакой  другой интервал не может настроить большую группу поющих людей на общую тонику. И  Пьер Дегейтер, сочинявший «Интернационал», и Александр Васильевич Александров – автор Гимна Советского Союза и России– знали об этом свойстве кварты и использовали его. В «Песне Леля» все переходы в Фа – мажор происходят через кварту До–Фа, а возвращение в минор либо через нисходящую квинту ля – ре, или (перед последней фразой) через восходящую кварту ля – ре.       Одноименными называются мажорная и минорная тональности, построенные от одной тоники (их тоники имеют одно имя). Например,  До  мажор и до  минор. Поскольку по сравнению с натуральным мажором в натуральном  миноре понижаются третья, шестая и седьмая ступени, то каждая минорная тональность имеет при ключе на три бемоля больше, чем одноименная мажорная. Если Фа мажор имеет при ключе один  бемоль, то фа  минор -  четыре. Если Соль  мажор имеет один диез, то соль  минор – два бемоля (при сложении диезов и бемолей равное их число сокращается, как и при сложении положительных и отрицательных чисел). Поскольку в натуральном мажоре по сравнению с натуральным минором повышаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени, то каждая мажорная тональность имеет на три диеза больше, чем одноименная мажорная. Например, если в ля-миноре нет ключевых знаков, то в Ля-мажоре их будет три. Если в ре- миноре один бемоль, то в Ре – мажоре два диеза (- 1 + 3 = +2). Здесь возможны дополнительные вопросы, связанные со знанием тональностей.

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /