Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /
Детская школа искусств №1
Творческая гостиная А. Н. Пахмутовой
===========================================
В. МАДЯНОВ
ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ
ПО СОЛЬФЕДЖИО НА ФОЛЬКЛОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ
ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Методическое пособие для преподавателей
музыкально – теоретических предметов детских
музыкальных школ и школ искусств
Волгоград 2010 г.
ББК
М
С о с т а в и т е л ь
МАДЯНОВ В. А.
преподаватель Детской школы искусств №1,
арт-директор творческой гостиной А. Н. Пахмутовой.
Р е ц е н з е н т ы:
ШЕВЧЕНКО О. В. –
кандидат искусствоведения, доцент,
зам. зав. кафедрой
истории и теории музыки ГОУ ВПО ВГИИК.
ПАЛЬГОВ С. Ю. –
доцент, зав. кафедрой
фольклора и этнографии МОУ ВПО
«Волгоградский институт искусств
им. П.А.Серебрякова»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
БИЛЕТ № 1
1. Спеть русскую народную песню «По Дону гуляет» в тональности D–dur (с аккомпанементом). Спеть второй голос с другим учеником или преподавателем. Проанализировать выразительные средства.
2. Натуральный мажорный лад и его свойства.
3. Интервалы. Ступеневая и тоновая величины. Таблица.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ № 2
1. Спеть народную песню «Ишла утка по бережку» в тональности e–moll. Спеть втору «по слуху» с преподавателем. Проанализировать выразительные средства.
2. Виды минорного лада.
3. Виды трезвучий. Построить 4 вида трезвучий от Ре.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №3
1. Спеть русскую народную песню «Из-за острова на стрежень» в тональности Es-dur (с аккомпанементом). Спеть второй голос. Проанализировать выразительные средства.
2. Главные ступени и трезвучия лада.
3. Обращения интервалов. Консонансы и диссонансы.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №4
1. Спеть русскую народную песню «Меж крутых береж ков» в тональности h-moll (с аккомпанементом). Спеть второй голос. проанализировать мелодию.
2. Натуральный минорный лад и его свойства.
3. Увеличенная кварта и уменьшенная квинта в ладах.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №5
1. Спеть русскую народную песню «Ай, во поле ли-
пенька» в тональности C-dur. Спеть гамму миксолидийского лада. Проанализировать мелодию.
2. Лады народной музыки мажорного наклонения.
3. Обращения трезвучий.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №6
1.Спеть русскую народную песню «Как за речкою, да за Дарьею» в тональности F-dur. Спеть гамму тональности. Проанализировать мелодию.
2. Лады народной музыки минорного наклонения.
3. Понятие о септаккордах. Доминантсептаккорд, его построение в тональности и разрешение.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №7
1. Спеть русскую народную песню «Ой, полным-полна коробушка» в тональности c-moll (с аккомпанементом). Спеть втору с другим учеником или преподавателем. Проанализировать выразительные средства.
2. Понятие о музыкальной форме.
3. Параллельные тональности.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
БИЛЕТ №8
1. Спеть Песню Леля из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (d-moll). Проанализировать мелодию.
2. Понятие о модуляции. Переменный лад.
3. Одноименные тональности.
4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.
КОНСПЕКТЫ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОТВЕТОВ
ПО ВОПРОСАМ БИЛЕТОВ
БИЛЕТ №1 ПО ДОНУ ГУЛЯЕТ
Песня «По Дону гуляет» записана в тональности Ре-мажор. По своему стилю она относится к более позднему пласту народного творчества, испытавшему на себе влияние городского фольклора и свойственных ему традиционных форм ладогармонического мышления. Это нашло свое отражение в том, что в мелодии песни встречается движение по звукам главных трезвучий лада: доминантового во втором такте и тонического в четвертом. Кульминация песни подчеркнута ярким скачком на сексту и отклонением в субдоминантовую сферу (такт пятый - в мелодии шестая ступень). Характерно начало песни с затактовой кварты, выражающей настроение лихой удали. Музыкальная форма песни – период неповторного строения со структурой, получившей название «структура суммирования»: после двух двутактных фраз следует четырехтактный повторяющийся припев. Эта песня в жанре баллады – одна из самых популярных казачьих песен. Но она имеет литературное происхождение. Автор слов – поэт и переводчик (знавший 9 языков) Дмитрий Ознобишин (1804- 1877).Текст был опубликован в 1835 году и являлся переводом народной шведской баллады. В билете возможны дополнительные задания: спеть гамму Ре-мажор вверх и вниз, в ней главные трезвучия (тоническое ре-фа-диез-ля, субдоминантовое соль-си- ре и доминантовое ля-до-диез-ми). Один из основных диатонических семиступенных ладов – натуральный мажорный лад, или натуральный мажор. Это лад, в котором третья, шестая и седьмая ступени – высокие (третья на тон выше второй, шестая на тон выше пятой и седьмая на малую секунду ниже тоники (вводный тон)). Гамма натурального мажора состоит из двух мажорных тетрахордов (тон-тон-полутон), соединенных большой секундой. Общая формула строения натурального мажора: два тона, полутон, три тона, полутон. Натуральный мажор – самый праздничный, светлый лад в европейской музыке. Он соответствует такому эмоциональному состоянию людей, когда они говорят: « У нас сегодня приподнятое настроение». Интервалами называются созвучия из двух звуков, взятых один за другим (как в мелодии) или вместе (как в аккорде, или гармонии). В зависимости от этого интервалы бывают мелодические или гармонические. Нижний звук интервала называется основание, а верхний – вершина. Каждый интервал имеет две величины. Ступеневая величина – число слоговых названий звуков между нижним и верхним звуками, считая их тоже. Например, интервал до-фа имеет четыре слоговых названия: до, ре, ми, фа. Все интервалы получают латинские названия и цифровые обозначения в зависимости от ступеневой величины. До-фа – это кварта и обозначается цифрой 4. Ступеневая величина не зависит от диезов и бемолей, тонов и полутонов. Вторая величина – тоновая. Она учитывает число тонов и полутонов между звуками интервала. В зависимости от этого числа перед основным названием интервала добавляется одно из прилагательных: малая, большая, увеличенная, уменьшенная. (Примы бывают чистые (до-до) и увеличенные (до-до-диез). Секунды бывают малые (полутон), большие (тон) и увеличенные (полтора тона). Терции – малые (полтора тона) и большие (два тона). Кварты чистые (два с половиной) и увеличенные (три тона).
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /