Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио

Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /

 

Детская школа искусств №1

Творческая гостиная А. Н. Пахмутовой

===========================================

В. МАДЯНОВ

 

ОБ ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ПО СОЛЬФЕДЖИО НА ФОЛЬКЛОРНОМ ОТДЕЛЕНИИ

ШКОЛЫ ИСКУССТВ

 

Методическое пособие для преподавателей

музыкально – теоретических предметов детских

музыкальных школ и школ искусств

Волгоград    2010 г.

ББК

М

С о с т а в и т е л ь

МАДЯНОВ В. А.

 преподаватель Детской школы искусств №1,

арт-директор творческой гостиной А. Н. Пахмутовой.

 

Р е ц е н з е н т ы:

ШЕВЧЕНКО О. В. –

кандидат искусствоведения, доцент,

зам. зав. кафедрой

истории и теории музыки ГОУ ВПО ВГИИК.  

 

ПАЛЬГОВ С. Ю. –

доцент, зав. кафедрой

фольклора и этнографии МОУ ВПО

«Волгоградский институт искусств

 им. П.А.Серебрякова»  

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

БИЛЕТ № 1

1. Спеть  русскую народную  песню «По Дону гуляет» в тональности D–dur (с аккомпанементом). Спеть второй голос с другим учеником или преподавателем.   Проанализировать выразительные средства.

2. Натуральный мажорный лад и его свойства.

3. Интервалы. Ступеневая и тоновая величины. Таблица.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

      

БИЛЕТ № 2

1. Спеть народную песню «Ишла утка по бережку» в тональности e–moll. Спеть втору «по слуху» с преподавателем. Проанализировать выразительные средства.    

2. Виды минорного лада.

3. Виды трезвучий. Построить  4 вида трезвучий от Ре.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №3

1. Спеть русскую народную  песню «Из-за острова на стрежень» в тональности  Es-dur (с аккомпанементом).  Спеть  второй голос. Проанализировать выразительные средства.

2. Главные ступени и трезвучия лада.

3. Обращения интервалов. Консонансы и диссонансы.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №4

1. Спеть  русскую народную песню «Меж крутых береж ков» в тональности h-moll (с аккомпанементом). Спеть второй голос. проанализировать мелодию.

2. Натуральный минорный лад и его свойства.

 3. Увеличенная  кварта и уменьшенная квинта в ладах.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №5

1. Спеть русскую народную песню «Ай, во поле ли-

    пенька» в тональности C-dur. Спеть гамму миксолидийского  лада. Проанализировать мелодию.

2. Лады народной музыки мажорного наклонения.

3. Обращения трезвучий.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №6

1.Спеть русскую народную песню «Как за речкою, да за Дарьею» в тональности  F-dur.  Спеть гамму тональности. Проанализировать мелодию.

2. Лады народной музыки минорного наклонения.

3. Понятие о септаккордах. Доминантсептаккорд, его построение в тональности и разрешение.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №7

1. Спеть русскую народную песню «Ой, полным-полна коробушка» в тональности c-moll (с аккомпанементом). Спеть втору с другим учеником или преподавателем.  Проанализировать выразительные средства.

2. Понятие о музыкальной форме.

3. Параллельные  тональности.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

БИЛЕТ №8

1. Спеть Песню Леля из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (d-moll). Проанализировать мелодию.

2. Понятие о модуляции. Переменный лад.

3. Одноименные тональности.

4. Спеть фольклорную мелодию с листа со словами.

 

 

КОНСПЕКТЫ МАТЕРИАЛОВ  ДЛЯ ОТВЕТОВ

ПО ВОПРОСАМ БИЛЕТОВ

БИЛЕТ №1 ПО ДОНУ ГУЛЯЕТ

Песня «По Дону гуляет» записана в тональности Ре-мажор. По своему стилю она относится к более позднему пласту  народного творчества, испытавшему на себе влияние городского фольклора и свойственных ему традиционных форм  ладогармонического мышления. Это нашло свое отражение в том, что в мелодии песни встречается движение по звукам главных трезвучий лада: доминантового  во втором такте и тонического в четвертом. Кульминация  песни подчеркнута ярким скачком на сексту и отклонением в субдоминантовую сферу (такт пятый - в мелодии шестая ступень). Характерно начало песни с затактовой кварты, выражающей настроение лихой удали. Музыкальная форма песни – период неповторного строения со структурой, получившей название «структура суммирования»: после двух  двутактных фраз следует четырехтактный повторяющийся припев. Эта песня в жанре баллады – одна из самых популярных казачьих песен. Но она имеет литературное происхождение. Автор слов – поэт и переводчик (знавший 9 языков) Дмитрий Ознобишин (1804- 1877).Текст был опубликован в 1835 году и являлся переводом народной шведской баллады. В билете возможны дополнительные задания: спеть гамму Ре-мажор вверх и вниз, в ней главные трезвучия (тоническое ре-фа-диез-ля, субдоминантовое соль-си- ре и доминантовое ля-до-диез-ми). Один из основных диатонических  семиступенных ладов – натуральный мажорный лад, или натуральный мажор. Это лад, в котором третья, шестая и седьмая ступени –  высокие (третья на тон выше второй, шестая на тон выше пятой и седьмая на малую секунду ниже тоники (вводный тон)). Гамма натурального мажора состоит из двух мажорных  тетрахордов (тон-тон-полутон), соединенных большой секундой. Общая формула строения натурального мажора: два тона, полутон, три тона, полутон. Натуральный мажор – самый праздничный, светлый лад в европейской музыке. Он соответствует такому эмоциональному состоянию людей, когда они говорят: « У нас сегодня приподнятое настроение». Интервалами называются  созвучия из двух звуков, взятых один за другим (как в мелодии) или вместе (как в аккорде, или гармонии). В зависимости от этого интервалы бывают мелодические или гармонические. Нижний звук интервала называется основание, а верхний – вершина. Каждый интервал имеет две величины. Ступеневая величина – число слоговых названий звуков между нижним и верхним звуками, считая их тоже. Например, интервал до-фа имеет четыре слоговых названия: до, ре, ми, фа. Все интервалы получают латинские названия и цифровые обозначения в зависимости от ступеневой величины. До-фа – это кварта и обозначается цифрой 4. Ступеневая величина не зависит от диезов и бемолей, тонов и полутонов. Вторая величина – тоновая. Она учитывает число тонов и полутонов между звуками интервала. В зависимости от этого числа перед основным названием интервала  добавляется одно из прилагательных: малая, большая, увеличенная, уменьшенная. (Примы бывают чистые (до-до) и увеличенные (до-до-диез). Секунды бывают малые (полутон), большие (тон) и увеличенные (полтора тона). Терции – малые (полтора тона) и большие (два тона). Кварты чистые (два с половиной) и увеличенные (три тона).

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /