В.А. Мадянов Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио - Стр.2

Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио - Стр.2

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /


БИЛЕТ №2

ИШЛА УТКА ПО БЕРЕЖКУ

Песня «Ишла утка по бережку» по своему стилю значительно отличается от других народных песен и в традиционный учебник сольфеджио попала, как считают некоторые исследователи, случайно. По жанру хороводная  эта песня – пример подлинной самобытности и оригинальности казачьего фольклора. О том, что эта песня – истинно казачья, свидетельствуют много признаков. Прежде всего, в песне много диалектов в тексте, словах. Отличаются от литературных норм ударения. Не по «бережку», а по «бережку». Утка не шла, а «ишла» (в учебнике «и» написано отдельно). Только казаки говорят не «мы шли», а «мы ишли». Утка - «ута», средний утенок не средний,  а «середний».   Совершенно  нетрадиционно структурное  дробление  формы: после трех четырехтактовых фраз идут две трехтактовых и три (заключительных) двутактовых, в которых происходит и ритмическое дробление. После преобладающего движения четвертями последние три фразы заканчиваются  скороговоркой восьмых. Характерной чертой народных песен часто является узкий звуковой диапазон. И в этой песне четыре (!) звука в диапазоне кварты, образующих так называемый мажорный тетрахорд (тон-тон-полутон). Он применяется в огромном числе произведений классической музыки, когда в нем или верхний или нижний звук является тоникой. Но все своеобразие этой песни определяется тем, что опорным является не нижний, а второй снизу звук. Лад становится минорным, тональность  ми минор.  В песне всего восемь фраз, но ни одна не заканчивается тоникой (!): первая и последняя фразы заканчиваются второй ступенью, а фразы со второй по пятую завершаются натуральным вводным тоном – звуком  ре.  В профессиональной музыке такого просто не бывает! Выразительные особенности основных диатонических семиступенных  ладов, как известно, определяются характером звучания трех ладовых ступеней: третьей, шестой и седьмой. Это связано с тем, что эти ступени являются терцовыми тонами трех главных трезвучий лада: тонического, субдоминантового и доминантового, Если в натуральном мажоре третья, шестая и седьмая ступени являются высокими, то главные трезвучия этого лада – все мажорные. Противоположным по свойствам ладом является натуральный минорный лад, в котором третья, шестая и седьмая ступени являются низкими (третья на полутон выше второй, шестая на полутон выше пятой, а седьмая на тон ниже тоники). Главные трезвучия этого лада все минорные. Натуральный минор – любимый лад в старинных народных  песнях. Особое своеобразие ему придает седьмая низкая ступень – натуральный вводный тон. Строение лада: тон-полутон, два тона - полутон – два тона. В позднейшей традиционной европейской музыке самым распространенным видом минора стал гармонический минор, в котором третья и шестая ступень остались низкими, а седьмая стала высокой (малая секунда вниз от тоники). Это привело к тому, что доминантовое трезвучие стало мажорным. Сочетание минорных трезвучий тоники и субдоминанты с мажорной доминантой стало излюбленной аккордовой  комбинацией в инструментальной и вокальной классической музыке. Самым светлым видом минора является мелодический минор, в котором высокая  не только седьмая, но и шестая ступень. Этот  лад стал излюбленным в романсовой лирике. От натурального мажора он отличается только третьей низкой ступенью и минорным тоническим трезвучием. Верхние тетрахорды этих ладов одинаковы по строению. Трезвучием называется аккорд из трех звуков, построенных по терциям. Поскольку терций две (малая в полтора тона и большая в два), возможны четыре варианта сочетания этих терций.  Мажорное трезвучие состоит из большой терции внизу и малой вверху. Обозначается Бэ (большое) - три- пять. Минорное трезвучие состоит из малой терции внизу и большой вверху. Обозначается  эМ – три- пять. Из двух малых терций состоит Уменьшенное трезвучие – тревожное, неустойчивое,- в нем между крайними звуками тритон, уменьшенная квинта. Обозначается УМ - три-пять.  А самым редким и самым резким  по звучанию является Увеличенное  трезвучие УВ - три- пять. Оно состоит из двух больших терций.  4 трезвучия от РЕ: Б ре-фа-диез-ля, М ре-фа-ля,  УМ ре-фа-ля-бемоль, УВ ре - фа-диез - ля-диез.        

БИЛЕТ №3

Во второй половине  19-го-начале 20-го века получил развитие жанр народной песни  литературного происхождения. Песня «Из-за острова на стрежень», связанная с именем вождя крестьянского восстания 17-го века Степана Разина, относится к этому жанру. Автором текста, опубликованного в 1883 году, является поэт Д.Н.Садовников. В мелодии песни отразились типичные черты городского фольклора. Это: квадратность метрической структуры (четыре фразы  по два такта в каждой),  использование в качестве гармонической основы главных трезвучий  тональности и доминантсептаккорда (скачок на малую септиму в конце второго такта). Как и в ряде других песен, кульминация здесь подчеркнута ярким отклонением в субдоминантовую сферу (скачок в мелодии ре-си). В шестом такте звуки мелодии образуют тонический квартсекстаккорд. Затактовая кварта от пятой ступени к первой, встречающаяся во многих песнях, здесь несет на себе печать неумолимости судьбы. В мелодии встречается даже ход на тритон (уменьшенную квинту) в предпоследнем такте (а это - один из элементов доминантсептаккорда). По форме - период единого строения. Главными ступенями лада являются ПЕРВАЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ  ступени. Их дополнительные названия: ТОНИКА (1), СУБДОМИНАНТА (1V) и ДОМИНАНТА (V). Главными они называются потому, что в мажоре на них строятся мажорные трезвучия, а в миноре – минорные,-  в отличие от других ступеней лада, на которых строятся аккорды противоположного ладового наклонения (из-за чего эти ступени получили  название ПОБОЧНЫХ). На главных ступенях строятся ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ. Это ТОНИЧЕСКОЕ трезвучие, в которое входят ступени первая, третья, пятая. Обозначается ТЭ (Т) три- пять (снизу вверх). СУБДОМИНАНТОВОЕ трезвучие – ступени четвертая, шестая, первая. Обозначается ЭС (S) три – пять. ДОМИНАНТОВОЕ  трезвучие включает ступени пятую, седьмую высокую и вторую. Обозначается ДЭ (D) три-пять.    Обращением данного интервала называется новый, производный интервал, который образуется при перенесении нижнего звука  этого исходного интервала на октаву вверх или верхнего - на октаву вниз. Возможно другое определение: обращением интервала является другой интервал, который дополняет его до октавы.  

Существуют два правила обращений:

А – Правило «девятки»: сумма ступеневых величин данного интервала и его обращения равна  девяти. Существуют четыре пары так называемых  взаимообратимых интервалов: примы (1) и октавы (8), секунды (2) и септимы (7), терции (3) и сексты (6), кварты (4) и квинты (5).

Б – Правило «шестерки»: сумма числа тонов в  данном интервале и его обращении равняется шести (число тонов в октаве).  При этом малые интервалы обращаются в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшенные, уменьшенные  - в увеличенные, а чистые  остаются чистыми. Например, малая терция (полтора тона) обращается большую сексту (четыре с половиной тона). (Здесь возможны дополнительные вопросы по таблице интервалов). Все интервалы в зависимости от их звучания в гармоническом виде (когда оба звука звучат одновременно), делятся на две группы: А-ДИССОНАНСЫ – резко, напряженно звучащие интервалы. К ним относятся секунды, их обращения септимы, а также любые увеличенные или уменьшенные интервалы; Б – КОНСОНАНСЫ – интервалы, не вызывающие резкого раздражения слуха, хотя звучащие очень по-разному. К ним относятся: А) Чистые примы и их обращения чистые октавы, звучащие слитно; Б) Чистые квинты, звучащие стройно (по ним настраивают струнные инструменты), но пусто; В) Терции и их обращения сексты,- наиболее благозвучные интервалы, - именно они звучат в хоровом двухголосии, из них строятся аккорды. Чистая кварта – «пограничный» интервал. Она может относиться  и  к  той, и  к  другой группе. Например, в аккорде  ми-соль-до кварта соль - до -  консонанс, а в аккорде ре-соль-до та же кварта является диссонансом. При обращении интервалов диссонансы обращаются в диссонансы, а консонансы – в консонансы.

Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /