Об опыте проведения выпускных экзаменов по сольфеджио - Стр.3
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /
БИЛЕТ №4
МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ
В мелодиях народных песен преобладает постепенное движение звуков. Но песня «Меж крутых бережков» начинается затактовым скачком на октаву с последующим нисходящим движением по гамме, чем определяется ее своеобразие. Этот скачок повторяется и во второй фразе. Хотя песня начинается и заканчивается в тональности си- минор, в ней налицо проявление часто встречающегося в фольклоре явления – ладотональной переменности. Уже вторая фраза заканчивается отклонением в параллельную тональность Ре мажор. В третьей фразе уход в Ре мажор еще ярче подчеркивается квартовым скачком в мелодии ля – ре. Такой тип ладотональной двойственности (бифункциональности) получил название терцовой переменности. По форме песня представляет собой квадратный период (четыре двутактных фразы). Но повторности нет. Третья фраза, звучащая в нижнем регистре, ритмически и интонационно совершенно контрастна первым двум. В четвертой фразе мелодический рисунок первых фраз повторяется, хотя и на терцию ниже. Это придает мелодии интонационную цельность. Схематически форму можно обозначить так: А – А1 –Б – А2. По жанру эта песня – одна из позднейших песен литературного происхождения. Автор текста, опубликованного в 1901 году,- М.И.Ожегов (1860-1931). Натуральным минорным ладом называется семиступенный лад, в котором третья, шестая и седьмая ступени – низкие (третья на полутон выше второй, шестая на полутон выше пятой, а седьмая на целый тон ниже тоники). Строение лада: тон-полутон-два тона-полутон-два тона. Для народных песен, особенно старинных, натуральный минор – основной лад. Особое значение для выразительных свойств этого лада имеют шестая и седьмая ступени. Шестая низкая самая «печальная» ступень. Полутон между шестой низкой и пятой ступенями часто встречается в музыке, рассказывающей о горе и страданиях людей не только в народном творчестве, но и у композиторов- классиков (Глинка, Мусоргский). Особое своеобразие ладу придает также седьмая низкая ступень, которая называется натуральный вводный тон. Интервал кварта содержит четыре слоговых названия. Если строить кварты на ступенях До-мажора (до-фа, ре-соль и т.д.), то все они будут содержать два с половиной тона. В каждую кварту обязательно входит один из полутонов ми - фа или си-до. Поэтому все такие кварты называются чистыми в отличие от секунд или терций, которые бывают больше или меньше и поэтому называются малыми или большими.
Исключение составляет кварта фа-си, в которую ни один полутон не входит и в ней целых три тона. Такая кварта получила название УВЕЛИЧЕННОЙ. Она звучит тревожно, неустойчиво и предполагает разрешение (переход в устойчивое созвучие). Кварта фа-си разрешается в интервал сексту ми - до. Если же строить в До-мажоре квинты (до-соль, ре- ля и т.д.), то все они будут содержать три с половиной тона, потому что в любую из них входит один полутон. Поэтому квинты и назвали ЧИСТЫМИ. Исключение составляет последняя, седьмая квинта До-мажора си-фа, в которую вошли оба полутона и которая из-за этого уменьшилась. Поэтому квинту между седьмой высокой и четвертой ступенями любой тональности называют УМЕНЬШЕННОЙ. Она тоже звучит тревожно, неустойчиво и разрешается в терцию между первой и третьей ступенями.
БИЛЕТ №5
АЙ, ВО ПОЛЕ ЛИПЕНЬКА
Песня «Ай, во поле липенька» является примером удивительного ладового своеобразия народных песен. По своему стилю она относится к древнейшим образцам фольклора. Не случайно Николай Андреевич Римский-Корсаков именно ее взял за основу большой народной сцены в опере «Снегурочка», рассказывающей о событиях еще языческих времен. По жанру песня - хороводная. Главная особенность этой песни – лад, который получил название МИКСОЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. В отличие от натурального мажора седьмая ступень в нем низкая (звук си-бемоль). Нетрадиционно также начало мелодии с третьей ступени тональности. Композиционная же структура песни типична для многих шедевров фольклора, в том числе и для песни «Во поле береза». Такая структура называется «пара периодичностей». Ее схема: А – А1 – Б – Б1. В мелодике песни преобладает плавное, постепенное движение звуков. Самый широкий интервал, который встречается в мелодии, - кварта. Кульминационной в песне является не третья, как обычно, а вторая фраза, в которой безвестный творецпроявил удивительное мастерство мелодического варьирования, использовав в качестве вершины звук си-бемоль. Эта вторая фраза ничуть не менее виртуозна, чем оперная ария. Каждая фраза заканчивается тоникой До, но к ней распевом на последней восьмой добавляется еще один звук, но каждый раз разный: в первой фразе фа, во второй си-бемоль, в третьей ре. Помимо миксолидийского к ладам народной музыки мажорного наклонения относится также ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. Это мажорный лад с четвертой высокой ступенью (До- мажор с фа-диезом). На белых клавишах такой лад строится от фа. А миксолидийский мажор на белых клавишах строится от соль. К ладам народной музыки относится также ИОНИЙСКИЙ МАЖОР, по своему строению совпадающий с натуральным мажором. Трезвучиями называются аккорды из трех звуков, расположенных по терциям. Каждый звук трезвучия имеет характерную звуковую окраску и дополнительное название. Нижний звук называется ОСНОВНОЙ ТОН и звучит устойчиво, как тоника. Средний звук называется ТЕРЦОВЫЙ ТОН – от него зависит ладовая окраска трезвучия. Верхний звук называется КВИНТОВЫЙ ТОН и звучит широко, вопросительно, «задумчиво». Главным звуком в любом аккорде, от которого зависит его название, обозначение и звучание, является нижний звук, или БАС. ОБРАЩЕНИЯМИ ТРЕЗВУЧИЙ называются два производных аккорда, которые образуются при перенесении звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, и в которых нижним звуком является терцовый или квинтовый тоны. Первое обращение трезвучий с терцовым тоном в басу называется СЕКСТАККОРД. Порядок тонов в нем (снизу вверх): терцовый, квинтовый, основной (ТКО). Второе обращение трезвучия с квинтовым тоном в басу называется КВАРТСЕКСТАККОРД. В нем порядок тонов: квинтовый, основной, терцовый (КОТ).
БИЛЕТ № 6
КАК ЗА РЕЧКОЮ. ДА ЗА ДАРЬЕЮ
Песня «Как за речкою, да за Дарьею» относится к жанру исторических баллад и рассказывает о встрече дочери с матерью на чужбине в плену. Как и многие другие, эта песня – пример ладотональной переменности терцовго типа. В конце второй и в конце шестой фраз (см. нотный пример) мелодия переходит из Фа мажора в параллельный реминор (через плагальную каденцию). Но главное отличие этой песни от других – не отклонение в побочную тональность (когда в конце мелодия возвращается в тональность основную), а тональная модуляция. Песенное повествование начинается в Фа мажоре, а заканчивается в до миноре. Как отмечают исследователи, такой резкий ладотональный контраст бывает, связан с остродраматическим содержанием сюжета песни. По форме каждый куплет этой песни – период повторного строения: A - Б – А – Б1.
К ладам минорного наклонения относятся:
ДОРИЙСКИЙ МИНОР – мажорный лад, в котором третья и седьмая ступени низкие, а шестая высокая. Два главных трезвучия дорийского минора – тоническое и доминантовое – минорные, а субдоминантовое - мажорное. Сочетание минорной тоники и мажорной субдоминанты придает этому ладу характер суровой мужественности. Не случайно композитор Н.А.Римский-Корсаков применил этот лад в Песне Варяжского гостя в опере «Садко».
ФРИГИЙСКИЙ МИНОР. В нем помимо низких третьей, шестой и седьмой низкой является и вторая ступень. Это «самый минорный» минор. До минор фригийский имеет четыре бемоля при ключе. Есть еще ЭОЛИЙСКИЙ минор. Он имеет такое же строение, как и натуральный минор. СЕПТАККОРДАМИ называются аккорды из четырех звуков, взятых по терциям. Обозначаются цифрой 7. Существуют 8 разновидностей септаккордов, которые отличаются друг от друга разным порядком малых и больших терций, из которых они состоят. В зависимости от вида септимы между крайними звуками и вида нижнего трезвучия они получили различные названия: большой мажорный, малый минорный и т.п. В музыке нашли применение септаккорды, которые строятся на разных ступенях лада, но самым популярным стал малый мажорный септаккорд на пятой ступени (Доминанте) натурального мажора и гармонического минора, который получил название ДОМИНАНТСЕПТАККОРД. В него входят ступени: пятая (основной тон), седьмая высокая (терцовый тон), вторая (квинтовый тон) и четвертая (септима). Главным в мире этот аккорд стал потому, что, в отличие от септаккордов на других ступенях, он имеет единственное слуховое разрешение в тонику. Седьмая высокая и вторая ступень разрешаются в первую ступень, бас скачком на кварту вверх или квинту вниз «прыгает» в тонику, а четвертая ступень переходит вниз в третью ступень (высокую в мажоре, низкую в миноре).
Страница - 1 / Страница - 2 / Страница - 3 / Страница - 4 / Страница - 5 /