Творческий отчет  В.А.Мадянова

  • Илья Цыганков поет песню Вани из оперы «Иван Сусанин»
  • Наташа Брянцева поет песню "Давайте дружить!"
  • Дина Артюшкина - досочиняет песню, исполняет «ПЕСЕНКУ ПОЧТАЛЬОНА», сочиняет «Польку – рондино»
  • Анализ пьесы А.Климова  «ТИХИЙ ЧАС»  м узыковеда Ильи Цыганкова с последующим исполнением пьесы пианистом Ильей Цыганковым
  • Смуглянка в исполнении  Ильи Цынкова
  • Величание моему городу в исполнении Димы Кудрявцева
  • Письмо министру культуры Гепфнеру
  • АНАЛИЗ ПЬЕСЫ А.КЛИМОВА «ТИХИЙ ЧАС» МУЗЫКОВЕДА ИЛЬИ ЦЫГАНКОВА

    АНАЛИЗ ПЬЕСЫ А.КЛИМОВА «ТИХИЙ ЧАС» МУЗЫКОВЕДА ИЛЬИ ЦЫГАНКОВА С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИСПОЛНЕНИЕМ ПЬЕСЫ ПИАНИСТОМ ИЛЬЕЙ ЦЫГАНКОВЫМ

     

    Вы помните, - в этом наряде Илья Цыганков выступал  на моем юбилейном концерте в мае 2005 года, когда исполнял Песню Вани из оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Все мои ученики принимали участие в нем. Илью Цыганкова привезли на машине сразу после экзамена в школе по алгебре. Он только успел переодеться, - и сразу на сцену. Как только он закончил петь свой номер и стал собирать ноты, из зала раздался голос: «Пусть поставит еще раз, пожалуйста». Оказалось, что это женщина, которая слушала наше выступление и выступление Ильи в госпитале ветеранов. Это она, растроганная, подходила еще до конца концерта к сцене и, стоя, аплодировала.

           Мы узнали, что зовут ее Рогуляк Екатерина Николаевна. Вот ее фото, снятое с видеозаписи.

          А на следующем фото, сделанном в тот же день, Илья Цыганков в другом наряде. На его футболке – портрет волгоградского композитора Анатолия Климова. В каком-то конкурсе Илья  выступал уже как исполнитель фортепианной пьесы современного композитора  и музыковед, анализирующий особенности этой пьесы. Свой выбор мы остановили на переложении одной из частей оркестровой сюиты Климова «Детские игры». Эту музыку мы с Ильей слушали в  концерте Волгоградского симфонического оркестра, где я познакомил своего юного ученика с композитором.  Пьеса под названием «Тихий час» близка по стилю французским импрессионистам – Дебюсси, Равелю. С рассказом о  пьесе Илья выступал в рифмованной  форме.

     

     

    Чтобы себя мне вознести

    На пьедестал нерукотворный,

    Решил я пьесу для жюри

    Представить в форме стихотворной.

     

    Игра, костюм – все это есть

    ТЕАТР, - нет здесь места спорам.

    Пришел мой час, - и стану в нем

    На три минуты я актером.

     

    Когда приехал в первый раз

    Я на концерт абонементный,

    Там, в ЦКЗ*) в моем ряду

    Сидел мужчина неприметный.

     

    И вдруг на сцену вышел он

    Вдвоем с Натальей Королевской.

    Неописуем был восторг

    И взрослой публики, и детской!

     

    Чтоб композитор, да живой? –

    Глядел на диво, рот разинув.

    Из уст ведущей услыхал:

    «Маэстро Анатолий Климов!».

     

    Оркестра звуки полились,

    Со сцены сказка зазвучала.

    С поры той музыка его

    Мне в сердце навсегда запала.

     

    Я раньше слышал «Детских игр»

    Две оркестровые сюиты.

    Чтоб мне сыграть, я попросил

    Мне автора переложить их.

     

    Я маловато гамм играл,

    Мне недоступен темп Аллегро**)

    Я долго музыку искал,

    Анданте***) где, или Морендо****).

     

    «Возьми-ка пьесу «Тихий час» -

    Услышал с неба вдруг я голос.

    Любовь ко сну близка тебе, -

    Создашь в игре правдивый образ!

     

    Что мог бы я в ответ сказать?

    Да, страсть свою не скрою вовсе.

    Признаюсь – ох, люблю поспать

    И до обеда я, и после!

     

    Итак, я выбрал «Тихий час»,

    Сомнений множество изведав.

    Сюжет – из жизни детсадов

    И лагерей для пионеров.

     

    Но сразу пьесу не поймут

    Адепты классики – пуристы.

    По стилю музыка близка

    Французам. Импрессионистам.

     

    Я слушать Клода Дебюсси

    Готов и в праздники, и в будни.

    Напоминает «Тихий час»

    Мне «Отдых фавна пополудни».

     

    И по пути на пьедестал, -

    Хотя бы и нерукотворный,-

    Анализ пьесы для жюри

    Продолжу в форме стихотворной.

     

    От классики – органный пункт,

    Отнюдь не пошлая секвентность.

    И имитации в конце,

    Ясна тональная конкретность.

     

    Мне вспомнился и Бородин

    (Его «Девиц хор половецких»).

    И Мусоргский тут рядом с ним –

    Создатель музыки известный.

     

    Ведь в «Старом замке» у него

    Органный пункт, в басу царящий.

    Такой же квартовый зачин, -

    Но только здесь он – нисходящий.

     

    Здесь не найдете вы D7*****).

    Лишь изредка - трезвучие.

    Здесь септаккорды. И нонаккорд******)

    Встречается во многих случаях.

     

    Ну, а всей пьесы лейтаккорд*******)

    (Не был знаком с ним вовсе) –

    Большой мажорный септаккорд-

    По нотам: До-Ми-Соль-Си.

     

    Хоть в пьесе тактов тридцать семь,

    По ФОРМЕ много разных мнений.

    Но в ней – ПЕРИОД. Состоит

    Из двух неравных предложений.

     

    Различно тактов в них число,

    Коль подсчитать их, взвесить, -

    Четыре в первом их всего,

    А во втором – все десять.

     

    Период этот повторен

    С красивым соло вибрафона.

    И завершает сей шедевр

    Десятитактовая кода.********)

     

    И можно пьесу трактовать

    Как лаконичную трехчастность.

    А музыкальный материал ОДИН.-

    Бесспорна полная тут ясность.

     

    Но слышен здесь двадцатый век.

    И не нужны усилья воли.

    Здесь даже ритмы блюза есть,

    Звучат роскошные триоли.

     

    Осталось пьесу мне сыграть.

    Я постараюсь, поднатужусь.

    Уверен, что мой «Тихий час»

    Не превратится в тихий ужас!

     

    ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

                  *) ЦКЗ – Центральный концертный зал Волгограда;

                **)Аллегро – быстрый темп;

              ***)Анданте – не спеша, идя шагом;

            ****)Морендо – замирая (буквально – умирая);

          *****)D7 – Доминантсептаккорд – аккорд из 4 звуков через один от пятого звука гаммы;

        ******)Нонаккорд – аккорд из 5 звуков (через один);

      *******)Лейтаккорд – главный аккорд пьесы;

     ********)Кода – окончание пьесы (буквально – хвост).

     

          Дальше уже Илья выступал как пианист. Среди его слушателей Павлик Григоров.

     

     

    Пьеса А.Климова «Тихий час» (из сюиты для оркестра «Детские игры»)