Творческий отчет В.А.Мадянова
АНАЛИЗ ПЬЕСЫ А.КЛИМОВА «ТИХИЙ ЧАС» МУЗЫКОВЕДА ИЛЬИ ЦЫГАНКОВА С ПОСЛЕДУЮЩИМ ИСПОЛНЕНИЕМ ПЬЕСЫ ПИАНИСТОМ ИЛЬЕЙ ЦЫГАНКОВЫМ
Вы помните, - в этом наряде Илья Цыганков выступал на моем юбилейном концерте в мае 2005 года, когда исполнял Песню Вани из оперы М.Глинки «Иван Сусанин». Все мои ученики принимали участие в нем. Илью Цыганкова привезли на машине сразу после экзамена в школе по алгебре. Он только успел переодеться, - и сразу на сцену. Как только он закончил петь свой номер и стал собирать ноты, из зала раздался голос: «Пусть поставит еще раз, пожалуйста». Оказалось, что это женщина, которая слушала наше выступление и выступление Ильи в госпитале ветеранов. Это она, растроганная, подходила еще до конца концерта к сцене и, стоя, аплодировала.
Мы узнали, что зовут ее Рогуляк Екатерина Николаевна. Вот ее фото, снятое с видеозаписи.
А на следующем фото, сделанном в тот же день, Илья Цыганков в другом наряде. На его футболке – портрет волгоградского композитора Анатолия Климова. В каком-то конкурсе Илья выступал уже как исполнитель фортепианной пьесы современного композитора и музыковед, анализирующий особенности этой пьесы. Свой выбор мы остановили на переложении одной из частей оркестровой сюиты Климова «Детские игры». Эту музыку мы с Ильей слушали в концерте Волгоградского симфонического оркестра, где я познакомил своего юного ученика с композитором. Пьеса под названием «Тихий час» близка по стилю французским импрессионистам – Дебюсси, Равелю. С рассказом о пьесе Илья выступал в рифмованной форме.
Чтобы себя мне вознести
На пьедестал нерукотворный,
Решил я пьесу для жюри
Представить в форме стихотворной.
Игра, костюм – все это есть
ТЕАТР, - нет здесь места спорам.
Пришел мой час, - и стану в нем
На три минуты я актером.
Когда приехал в первый раз
Я на концерт абонементный,
Там, в ЦКЗ*) в моем ряду
Сидел мужчина неприметный.
И вдруг на сцену вышел он
Вдвоем с Натальей Королевской.
Неописуем был восторг
И взрослой публики, и детской!
Чтоб композитор, да живой? –
Глядел на диво, рот разинув.
Из уст ведущей услыхал:
«Маэстро Анатолий Климов!».
Оркестра звуки полились,
Со сцены сказка зазвучала.
С поры той музыка его
Мне в сердце навсегда запала.
Я раньше слышал «Детских игр»
Две оркестровые сюиты.
Чтоб мне сыграть, я попросил
Мне автора переложить их.
Я маловато гамм играл,
Мне недоступен темп Аллегро**)
Я долго музыку искал,
Анданте***) где, или Морендо****).
«Возьми-ка пьесу «Тихий час» -
Услышал с неба вдруг я голос.
Любовь ко сну близка тебе, -
Создашь в игре правдивый образ!
Что мог бы я в ответ сказать?
Да, страсть свою не скрою вовсе.
Признаюсь – ох, люблю поспать
И до обеда я, и после!
Итак, я выбрал «Тихий час»,
Сомнений множество изведав.
Сюжет – из жизни детсадов
И лагерей для пионеров.
Но сразу пьесу не поймут
Адепты классики – пуристы.
По стилю музыка близка
Французам. Импрессионистам.
Я слушать Клода Дебюсси
Готов и в праздники, и в будни.
Напоминает «Тихий час»
Мне «Отдых фавна пополудни».
И по пути на пьедестал, -
Хотя бы и нерукотворный,-
Анализ пьесы для жюри
Продолжу в форме стихотворной.
От классики – органный пункт,
Отнюдь не пошлая секвентность.
И имитации в конце,
Ясна тональная конкретность.
Мне вспомнился и Бородин
(Его «Девиц хор половецких»).
И Мусоргский тут рядом с ним –
Создатель музыки известный.
Ведь в «Старом замке» у него
Органный пункт, в басу царящий.
Такой же квартовый зачин, -
Но только здесь он – нисходящий.
Здесь не найдете вы D7*****).
Лишь изредка - трезвучие.
Здесь септаккорды. И нонаккорд******)
Встречается во многих случаях.
Ну, а всей пьесы лейтаккорд*******)
(Не был знаком с ним вовсе) –
Большой мажорный септаккорд-
По нотам: До-Ми-Соль-Си.
Хоть в пьесе тактов тридцать семь,
По ФОРМЕ много разных мнений.
Но в ней – ПЕРИОД. Состоит
Из двух неравных предложений.
Различно тактов в них число,
Коль подсчитать их, взвесить, -
Четыре в первом их всего,
А во втором – все десять.
Период этот повторен
С красивым соло вибрафона.
И завершает сей шедевр
Десятитактовая кода.********)
И можно пьесу трактовать
Как лаконичную трехчастность.
А музыкальный материал ОДИН.-
Бесспорна полная тут ясность.
Но слышен здесь двадцатый век.
И не нужны усилья воли.
Здесь даже ритмы блюза есть,
Звучат роскошные триоли.
Осталось пьесу мне сыграть.
Я постараюсь, поднатужусь.
Уверен, что мой «Тихий час»
Не превратится в тихий ужас!
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
*) ЦКЗ – Центральный концертный зал Волгограда;
**)Аллегро – быстрый темп;
***)Анданте – не спеша, идя шагом;
****)Морендо – замирая (буквально – умирая);
*****)D7 – Доминантсептаккорд – аккорд из 4 звуков через один от пятого звука гаммы;
******)Нонаккорд – аккорд из 5 звуков (через один);
*******)Лейтаккорд – главный аккорд пьесы;
********)Кода – окончание пьесы (буквально – хвост).
Дальше уже Илья выступал как пианист. Среди его слушателей Павлик Григоров.
Пьеса А.Климова «Тихий час» (из сюиты для оркестра «Детские игры»)