Творческий отчет В.А.Мадянова
Письмо министру культуры Гепфнеру
Министру культуры Волгоградской области
В.П.Гепфнеру от преподавателя ДШИ №1 Волгограда
ветерана труда Волгоградской области
Мадянова Владимира Александровича,
тел. 45-14-73, 8-919-547-17-42
Уважаемый Виктор Петрович.
В конце прошлого года я обращался в Аппарат Губернатора области с целым рядом вопросов, в том числе с личным вопросом, связанным с итогами моей полувековой деятельности и предстоящим юбилеем. Я получил ответ из аппарата Администрации, что все присланное мной направлено для рассмотрения Вам.
Позже я получил еще аналогичное письмо, в котором сдвинут срок ответа. Я решил, пользуясь возможностями Интернета и электронной почты послать Вам ряд дополнительных материалов, связанных с моей персоной.
Есть люди, которым что-то удается сделать первыми. У меня в работе были такие случаи. В послевоенном детстве мне не удалось учиться в музыкальной школе. Я кончил Сталинградский (ещё) механический институт и работал конструктором на Тракторном заводе. Но музыка меня к себе влекла. В институте был оркестр народных инструментов, в котором я играл на домре. Интересовался музыкальной жизнью города, и еще до поступления в музыкальное училище получил письмо из журнала «Советская музыка». Вот это письмо от 16 января 1963 года (см. ниже).
В том же году я поступил на вечернее отделение Волгоградского училища искусств. Начались трудные годы овладения новой профессией. После окончания училища я получил предложение от директора Г.Е.Пожарской работать в училище. Перейти на основную работу из ДШИ №1 я не решился – мне еще предстояла учеба в консерватории. Уже в годы учебы в Астраханской консерватории мне удавалось найти что-то новое в методике преподавания музыкально-теоретических предметов. Это отмечали мои преподаватели профессор М.А.Этингер (1922-2003) и А.С.Ярешко (сейчас член Российской Академии наук, профессор, зав. кафедрой Саратовской консерватории).
Свою педагогическую деятельность я начал в 1965 году в ДМШ №4 (ныне ДШИ №1). У меня быстро появились результаты, которые я показывал на регулярных педагогических чтениях. В марте 1972 года на педагогической конференции я выступал с группой учеников и показывал работу по подбору аккомпанемента к мелодиям песен. Эта работа получила большой резонанс среди преподавателей. В той группе детей принимали участие работающие сейчас в ДШИ №1 Лариса Топчиева (Варнаева) – замдиректора и Наташа Беспалова (преподаватель Н.П.Антонова).
В Вашем министерстве есть рабочий орган – Областной методический кабинет учебных заведений искусства и культуры. Такие кабинеты были созданы в областных и краевых центрах по приказу Министерства культуры России в 1973 году. В то время начальником управления культуры был Н.Д. Паничкин. Первым директором вновь созданного кабинета был назначен Михаил Сигалов – штатный пианист Областной филармонии. В первый же год своей деятельности он организовал Конкурс методических работ преподавателей музыкальных школ. Первое место в этом конкурсе было присуждено моему докладу под названием «Работа над гармонизацией мелодий и аккомпанированием в классе сольфеджио ДМШ». По своей инициативе директор методкабинета издал мой доклад (в основе которого был материал, вживую показанный недавно на педагогической конференции) в виде брошюры. В типографии на заводе Петрова у него были какие-то родственники, которые взяли на себя смелость издать незалитованную книжку. В то время это было очень опасно. Тем не менее, это была первая работа, изданная Облметодкабинетом, и поступившая в библиотеки всех музыкальных школ.
В 1975 году я закончил консерваторию. Темой моей дипломной работы также стали вопросы методики преподавания музыкально- теоретических предметов. Ректорат консерватории предложил мне переехать в Астрахань и возглавить сектор педпрактики консерватории. Но по семейным обстоятельствам я это предложение принять не смог. Вот фотография, сделанная на выпускном вечере, на которой запечатлена группа выпускников с руководителем дипломных работ молодым аспирантом Александром Сергеевичем Ярешко. Тема его научной работы была связана с колокольными звонами, как явлением русской музыкальной культуры. Ему приходилось собирать аудиозаписи звонов по церквям и храмам. В этой работе ему помогал лик священника, хотя в то же время он являлся секретарем партийной организации консерватории.
А вот обложка сохранившегося экземпляра той самой первой моей брошюры.
Вскоре Михаил Сигалов по каким-то семейным обстоятельствам уехал работать в Пятигорск, и директором методкабинета стал Зарафян Роберт Гайкович. Он сразу, как только я кончил консерваторию, начал уговаривать меня возглавить методкабинет ввиду появившегося вакантного места директора одной из музыкальных школ, которое ему было обещано. Я решился взяться за новое дело только в следующем, 1976 году (разумеется, с совместительством на педагогической работе в ДМШ №4). А Роберт Гайкович вот уже 38 лет работает директором ДМШ №8.
В знаменательном для меня 1975 году у меня был первый успех в композиторском деле. Моя песня «Бабья доля» на стихи Маргариты Агашиной (в шутку я ее называю моей настоящей дипломной работой) получила главный приз на областном конкурсе, посвященном 30-летию Победы. Председателем жюри был Виктор Николаевич Семенов. Этот год объявлялся как Международный год женщин. Песня моя была показана на телевидении. В Новогодней передаче волгоградского ТВ она исполнялась в завершении огромной программы «Голубого огонька». (Эта песня и сейчас есть на моем сайте в Интернете). С этого времени началось мое сотрудничество с Телевидением, для которого я быстро стал «своим человеком», а также сотрудничество с Домом народного творчества, где всех самодеятельных сочинителей песен области объединяла композиторская секция. Её уже четверть века возглавлял незабвенный Михаил Семенович Зубач (1910-1985). С 1976 года, когда моим основным местом работы стал методкабинет, композиторскую организацию возглавил Юрий Петрович Баранов (ныне зав кафедрой консерватории, профессор, Заслуженный деятель искусств), и в работе с композиторской самодеятельностью я бы мог себя назвать правой рукой Баранова. Все-таки он по образованию был баянистом, а я – теоретиком, музыковедом.
Годы моей работы в методкабинете (с 1976 по 1980-й) были исключительно напряженными. В мои обязанности входила подготовка материалов для традиционной педагогической августовской конференции (такие конференции сейчас давно не проводятся). Фактически три года я не был в отпуске. Самый большой вопрос, который мне удалось решить за первые год-два своей работы, это создание методических зон в области, к которым сейчас все давно привыкли. На августовские конференции раньше свозили почти всех преподавателей в Волгоград. Организовать методическую учебу для большого количества командированных на один-два дня людей было очень не просто. Поэтому по моей инициативе в крупнейших городах области – Камышине, Волжском, Урюпинске Михайловке были созданы зональные методические центры, которые становились основной базой методической учебы преподавателей ближайших музыкальных школ. В эти центры периодически выезжали бригады методистов из областного центра, заведующие отделениями училища искусств и самые опытные преподаватели музыкальных школ. У себя в зоне педагоги методического «куста» имели возможность показать результаты своего труда, провести открытый урок, что в Волгограде организовать было очень трудно. Вот фотография, сделанная в ДК цементников Михайловки на открытии зоны.
Вспоминаю людей, сидящих за столом президиума. Зав. отделом культуры Б. Лементин, директора школ, приехавшие из Волгограда методисты Лариса Сергеевна Морозова (фортепиано), Эмма Яковлевна Завилянская (скрипка), Борис Кулагин (духовые), замечательный михайловский баянист Валерий Кисслер. Вспоминаю выезд концертной бригады михайловцев в станицу Кумылженскую осенью 1977 года (накануне 60-летия Октябрьской революции) В бригаду входил ансамбль скрипачей из ДМШ №1, который я уже упоминал. Я провел беседу с учениками Кумылженской школы об инструменте, который в казачьей станице был мало известным. Сельские дети – это особенная аудитория. Как они слушали! Сохранились фотографии.
А когда в районном Доме культуры Ансамбль скрипачей под руководством Татьяны Зарубиной сыграл «Песню о Щорсе» в обработке Льва Солина, казаки просто рыдали. «Мы никогда такого не слышали». А ведь это были настоящие участники Гражданской войны. До сих пор для меня тот концерт в Кумылге является одним из сильнейших впечатлений в моей жизни. Я попросил у руководителя коллектива ноты «Песни о Щорсе», привез их в свою школу, и лет двадцать эта обработка была хитом в программе нашего школьного ансамбля скрипачей.
Работа в зонах дала возможность кураторам из областного центра выявить талантливых преподавателей на местах, и затем организовать их показ в столице региона. Для педагогической общественности Волгограда стали настоящим «открытием» такие коллективы из области, как Ансамбль скрипачей из Михайловки, хор из Палласовской ДМШ, духовой оркестр из Киквидзе, ансамбль «Шумок» из Камышина. Важным событием стал Областной конкурс учащихся музыкальных школ, в котором успешно выступили дети из области. Сначала были проведены зональные туры, а 26 марта в Волгограде прошел заключительный этап конкурса, посвященного Международному Году ребенка. Итогам конкурса я посвятил передачу на телевидении. Из лауреатов конкурса, которым я вручал Дипломы и Грамоты, мне запомнилась юная флейтистка ученица второго класса из ДМШ №6 Волгограда, занявшая второе место среди исполнителей на духовых инструментах. За прошедшие годы девочка выросла, закончила Институт искусств и культуры. Сейчас она – заместитель директора ДШИ №1 Юлия Олеговна Максименко. Призерами конкурса стали также духовики из Киквидзе, ученики Александра Ивановича Джевело Саша Крючков и Женя Джевело. Сейчас Александр Крючков – концертмейстер медной группы Волгоградского симфонического оркестра. А Евгений Джевело работает в оркестре в Волжском. Вот афиша того конкурса.
В мае 1978 года на планерке в управлении культуры я предложил провести Фестиваль песен Александры Пахмутовой, посвященный ее приближающемуся 50-летию. В своих поездках по школам города и области я имел возможность убедиться, какое значительное место в работе хоровых коллективов занимает ее творчество. Только что вышедшая монография Е.Добрыниной о композиторе была проиллюстрирована фотографиями с таких Фестивалей, которые проводили города, не имеющие никакого отношения к нашей землячке. Например, Курск. Мое предложение начальником управления В.В.Алимпиевым поддержано не было («она же не Хачатурян»). Но мне удалось организовать передачу, посвященную юбилею Пахмутовой, силами хоровых коллективов музыкальных школ. Тогда у телевидения не было возможностей сохранять передачи. Пленку смывали, и коллоидное серебро использовали для новых лент. Чтобы сохранить для архива какую-нибудь работу, надо было заранее давать специальную заявку. Вспоминаю, как после окончания записи передачи ко мне подбежала главный редактор Людмила Михайловна Гаврилюк (встретил ее несколько дней назад): «Что же Вы нас не
предупредили?» Я тогда всех телевизионных правил не знал, и не предупредил, что передача будет хорошая. С благодарностью вспоминаю руководителей хоров и ансамблей, готовивших детей. Они до сих пор в строю: Забелина из ДМШ №11, Черникова из ДМШ №8, Желнова из ДМШ №9. В юбилейном для Александры Николаевны 2014 году в 10-й раз проходил «Фестиваль на родине Пахмутовой», в организации которого мне тоже довелось принимать участие, но, ни разу концерты этого Фестиваля (хотя бы концерт победителей) не были показаны на местном телевидении.
Обо всех подробностях моей работы над темой «А.Н.Пахмутова и Волгоград» я рассказал в своей книге «Большой концерт в госпитале ветеранов».
В методкабинете я проработал 4 года. Долго на этом месте никто не задерживался. С руководителями этого учреждения творилась настоящая чехарда. Недавно мне директор ДМШ №14 Валентина Ивановна Пугачева сказала, мои 4 года – это было лучшее время работы методкабинета. Да и многие директора школ вспоминают меня добрым словом. С особенным уважением ко мне относился молодой директор Иловлинской школы. Лишь только в двадцать первом веке из Уфы на работу в Волгоград переехал Михаил Иванович Рубцов, недавно ушедший из жизни. Сам великолепный пианист, он по выражению пианиста Михаила Лидского, напечатанном в опубликованном им некрологе, был «двигателем музыкальной жизни Волгограда». Дай Бог, чтобы ему нашли достойную замену.
После того как из методкабинета меня «ушли», я без дел не остался. Помимо продолжения активной общественной работы в Доме народного творчества началось мое сотрудничество с художественной самодеятельностью ДК им. Кирова и, в первую очередь с Хором ветеранов. Название, которое кто-то дал этому хору, было очень неудачным. Что это был за хор?
После окончания Сталинградской битвы центром Сталинграда стал Кировский район. В зимнем клубе Сталгрэс работал Сталинградский драмтеатр, в котором музыкальной частью руководил композитор Михаил Семенович Зубач. В 1944 году он предложил руководству завода №91 (позже – «Химпром») организовать хор из сотрудниц. Это были голосистые молодые девчонки, направленные на работу из казачьих станиц. Предложение было принято с энтузиазмом, и вскоре в здании пожарной части завода начались репетиции. Когда буквально через несколько месяцев после победного мая 1945 года был объявлен фестиваль искусств, посвященный великому событию, представлять музыкальный Сталинград в Москву поехал хор работниц 91-го завода, которым руководил М.С.Зубач. Вот исторический снимок, сделанный на сцене Большого зала Московской консерватории. Участницам хора было от 15 до 25 лет.
В послевоенные годы большинство артисток вышли замуж, создали семьи, растили детей. Из-за вредности производства в 45 лет вышли на пенсию. И этих еще полных сил женщин снова потянуло в хор. Новым руководителем стал Иван Иванович Егоров – замечательный баянист, выпускник Волгоградского училища искусств. Он создал новую яркую страницу в истории хора объединения «Химпром».
9 мая 1980 года ко мне пришла живущая в соседнем доме Александра Яковлевна Колчева с листочком, вырванным из тетради в клеточку, на котором были написаны стихи. Назывался текст «Дороженька». В годы войны работавшие на заводе девчонки из бараков на поселке Химгородок бегали по протоптанной их ногами дорожке, которая напрямую вела к проходной завода. Эта дорожка стала для работниц символом их военной молодости. И вот хористкам захотелось иметь в репертуаре такую песню.
Я сочинил песню, которая стала гимном хора.
«Дорога, дорога, дороженька,
С тобой мы пойдем до конца, -
Пока наши души тревожатся,
Пока наши бьются сердца!»
Песня была отмечена на областном конкурсе. Все свои концертные выступления хор заканчивал этой песней-клятвой. Особенно насыщенным в деятельности хора стал 1982-й год. В январе состоялась творческая встреча коллектива с Маргаритой Агашиной. Александра Яковлевна попросила Маргариту Константиновну посмотреть текст. В нем были строчки о том, что ветераны «безропотно» уступают свой путь молодежи. Агашина не согласилась с такой постановкой вопроса, сказав, что в Союзе писателей ветераны не сдают своих позиций перед молодежью. Она предложила свой вариант этих строчек: «…молодежь – наследница нашего опыта и наших нелегких забот». Это исправление было с благодарностью принято.
А для меня встреча с Агашиной было особенно радостной. В ее сборнике «Песня» было стихотворение «Ровесницам». На этот текст давно сочинил песню Григорий Пономаренко, песня была записана на большом диске фирмы «Мелодия». На диске Ольга Воронец пела: «так же до свету вставала, те же делала дела, то же пела, что певала, той же радостью жила». Это было на прошедшей литературную редакцию пластинке. А в оригинале у Агашиной последней была другая строчка: «Тех же деток родила». И, когда хор спел мою песню с оригинальными словами, Маргарита Константиновна была растрогана до слез. Она подписала мне свой сборник. Вот эта надпись:
В беседе с участницами хора поэтесса сказала, что после выхода сборника ей присылали свои песни многие авторы. Присылали гибкие диски с аудиозаписями. Но, что касается песни «Ровесницам», то мой вариант ей понравился больше всех других. Песня была опубликована в газете «Волгоградская правда».
Тогда же, в начале 80-х годов начался период еще одного вида моей общественной деятельности в районной филармонии школьников, которым я занимался 25 лет. Официальным днем рождения этой добровольной структуры явилось проведение литературно-музыкальной композиции, посвященной 75-летию Дмитрия Шостаковича осенью 1981 года. ДМШ №4 недавно нашла новый приют в огромном 3-хэтажном здании на улице Первой Пятилетки, стала школой искусств. Еще шли ремонтные работы. Поэтому концерт проходил в соседнем здании Дома культуры Волгогрэса. В то время у нас был дружный теоретический отдел. Сценарий разрабатывала Эльвира Алексеевна Фурсова. На юбилейное мероприятие были приглашены ученик Д.Шостаковича художественный руководитель Областной филармонии выпускник Ленинградской консерватории Моисей Аронович Кацнельсон и струнный квартет Волгоградского училища искусств (В.Голоядов, А.Емельянов, В.Калуженков, А.Василенко). Школа переживала сложное время смены директора. Его обязанности выполнял временно завуч Владимир Иванович Гордиенко, который много сделал для организации и проведения этого концерта. У меня сохранились плохонькие фотографии, на которых запечатлены участники концерта за кулисами сцены.
У портрета Шостаковича В.И.Гордиенко, Л.П.Орешкина, М.А.Кацнельсон, Ю.В.Юрьев, Э.А.Фурсова, В.И.Терехин.
Две слушательницы из зала, которым особенно понравилось выступление струнного квартета училища искусств, вместе со мной пошли проводить музыкантов на станцию и сфотографировались с ними.
Этот портрет Д.Шостаковича – увеличенная фотография – еще много раз нас выручал в концертах Филармонии школьника. 80-летие композитора мы отмечали у себя в школе с новым поколением участников. До сих пор этот портрет хранится у меня в классе.
Но вернусь к хору ДК Кирова. В 1982 году на ВДНХ проводились дни культуры Волгоградской области и, так же, как почти сорок лет назад, представлять нашу область поехал хор «Химпрома» На главной площадке ВДНХ хор выступал 28 июня - в День советской молодежи.
Московские режиссеры были восхищены хором, который «усилил им программу» (дословная цитата). В синих платьях с красными лентами хор никак не был похож на то, что обычно называют «Хор ветеранов». Но самое главное – это звучание артисток, много лет составлявших слаженный ансамбль.
Я был командирован в эту поездку как на тот момент общественный художественный руководитель ДК Кирова. Этой поездкой директор ДК Горячев В.М. как бы премировал хор за его большую работу. Никаких особых творческих поручений у коллектива не было. В пору начинавшегося всеобщего дефицита, помню, директор дал такое «задание»: купите сливочного масла. Я с этим не согласился, и меня люди подержали. Прошелся по ближайшим улицам, и нашел вывеску: «Чулочно-трикотажная фабрика имени Н.Баумана». Разыскал администрацию и предложил концерт нашего хора в обеденный перерыв. В «красный уголок» пришли простые работницы от станков в косыночках. Как они слушали хор! «Дороженька» исполнялась дважды («пока наши души тревожатся, пока наши бьются сердца!»). Здесь без слез уже не обходилось. По давней привычке я брал с собой фотоаппарат, и успевал иногда им щелкать. Вот один из снимков, сделанных в красном уголке фабрики.
Профком фабрики не остался перед артистками в долгу. В конце концерта выступил представитель администрации и всем участницам были вручены…теплые шерстяные колготки, которые купить в те годы было непросто, и которые долго напоминали волгоградкам о том концерте на фабрике.
В репертуаре хора появилась еще одна моя песня на стихи Александры Яковлевны Колчевой – «Не надо России войны», с которой хор успешно выступил на Областном конкурсе в честь 60-летия СССР, получив вторую премию. Хору награду вручал начальник областного управления культуры Александр Иванович Величкин.
Прошло 20 лет. Хор продолжал работать. Менялись руководители. А последним стал выпускник ДШИ №1 Сережа Пальгов, выбравший своей специальностью русскую песню, изучение фольклорных корней народа. Он закончил Саратовскую консерваторию, защитил диссертацию, и сейчас заведует кафедрой фольклористики Консерватории имени П.Серебрякова. В 2002 году в ДК Кирова собрались участницы поездки на ВДНХ, многие из которых ездили в Москву представлять музыкальный Сталинград еще в 45-м…Пригласили на эту встречу Ивана Ивановича Егорова и меня.
Много можно было бы рассказать про каждую из этих женщин. Я назову только два имени. В первом ряду крайняя справа – Александра Яковлевна Колчева – автор слов моих песен для хора «Дороженька» и «Не надо России войны». Ее девичья фамилия – Смолякова. Ее старший брат (1907 года рождения) был одним из первых писателей в Царицыне-Сталинграде. В 1937 году был расстрелян.
А в первом ряду слева – Антонина Темникова - солистка хора с 65-летним стажем участия в самодеятельности.
Сергей Юрьевич Пальгов – в центре снимка (в очках).
В 1984 году центр моей деятельности переместился в Дом народного творчества, где меня оформили как научного сотрудника по работе с композиторами-любителями (по совместительству, на полставки). То-есть, мне доверили возглавить работу композиторской секции Дома народного творчества, которой до меня занимались М.С.Зубач и Ю.П.Баранов. Подробности этого периода я описал в книге «Большой концерт». Повторяться не буду. Скажу только, что кульминацией моей работы на этом посту было проведение Первого Фестиваля композиторов-любителей России. В Волгоград приехали представители композиторских организаций 10 регионов России. Заключительный концерт фестиваля проходил 1 декабря 1991 года – накануне развала СССР.
В начале 90-х годов все, созданное за годы советской власти, стало разрушаться. Это коснулось и культуры. Дом народного творчества переименовали в научно-производственный центр, перед которым была поставлена задача зарабатывания денег для выживания. Помню, как в здании на Большой 15 была открыта мастерская по ремонту телевизоров, и в помещении стоял запах канифоли и дыма. В последние месяцы работы в ОНПЦ мне удалось выпустить сборники песен волгоградских композиторов «Величальная моему городу» и «Мелодии моих земляков». Несколько лет продолжалась работа над выпуском авторского сборника городищенского композитора Геннадия Белугина «Солдатское поле», которая закончилась только в 1997 году. Как организация секция композиторов прекратила свое существование, хотя по - одиночке авторы продолжали сочинять песни и как-то устраивать их исполнение и звукозапись.
Я уже говорил, что с начала 80-х годов я занимался организацией концертов районной филармонии школьников. После того, как в 1987 году начал свою работу Волгоградский симфонический оркестр, деятельность филармонии получила новое содержание. Дворец культуры имени Кирова – один из первых очагов культуры, построенных в послевоенном Сталинграде. Сданный в эксплуатацию в 1948 году, он быстро стал излюбленной концертной площадкой приезжавших в город коллективов и исполнителей. Старожилы Бекетовки помнят, как в зале Дворца выступал Государственный симфонический оркестр под управлением Натана Рахлина. Когда, спустя почти сорок лет, город получил царский подарок для музыкальной культуры, оркестр еще не имел своего зала. Хорошо помню, что первый концерт полного состава оркестра состоялся в начале марта 1988 года в ДК Кирова. И со следующего сезона оркестр стал привозить в ДК детские абонементные программы. В течение девяти сезонов школьники Кировского района имели возможность приобщаться к симфонической музыке. А организацией зрителя на эти концерты занималась моя филармония. Штатных работников, разумеется, не было. Но у меня была замечательная добровольная помощница – Дэя Григорьевна Вразова. А на балкон я сажал учащихся соседнего училища связистов. Дирижировал обычно Вадим Николаевич Венедиктов.
Когда в 1994 году была введена аттестация педагогических работников, то я получил звание «педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории». Подтверждал это звание в 1999 , 2004, 2009 и последний раз совсем недавно – в 2014 годах.
В 1999 году на Волгоградском телевидении с моим участием была подготовлена передача «Здесь начинался песни полет», посвященная 70-летию Александры Николаевны Пахмутовой. Ведущей была Инесса Викторовна Ефимова – редактор той передачи, которую я вел 20 лет назад. Вот два кадра с экрана. На первом ведущая держит в руках письмо от Александры Николаевны, полученное мной после того, как я обратился к ней за помощью, необходимой поступившему в класс композиции Московской консерватории выпускнику нашей школы Диме Коростелеву. Она прислала на имя мэра города Ю.Чехову письмо с просьбой назначить Диме городскую стипендию, как перспективному талантливому студенту консерватории. Но помочь Диме тогда не удалось.
В 2004 году я получил приглашение вести занятия с детьми-композиторами в Школе искусств и детского творчества (сейчас это ДШИ №7 имени М.Балакирева). Этому
четырехлетнему периоду интересной работы посвящены мои книги «Концерт в госпитале ветеранов» и «Большой концерт». Начало занятий с творчески одаренными детьми совпало с первым приездом А.Н.Пахмутовой в родную Бекетовку . Я получил дополнительную возможность общения с композитором. Наша школа готовилась к своему 50-летнему юбилею, и мне было поручено пригласить на него Александру Николаевну. О той памятной встрече напоминает ее автограф на обложке нотной тетради:
Работа с хорошими учениками в двух школах дала мне возможность в течение шести лет (начиная с 2004 года) ежегодно успешно выступать в городских и областных конкурсах по моему основному предмету – музыкальной литературе. В 2006 году ДМШ №15 проводило олимпиаду, посвященную 100-летию Дмитрию Шостаковича. С творческим отчетом об участии в Олимпиаде я выступил в ДШИ №7.
В следующем 2007 году городской конкурс по музлитературе проходил в училище искусств им. П.А.Серебрякова. Организаторы были очень ограничены в средствах, и я помог оргкомитету, пользуясь своими возможностями. Мои ученики выступили успешно, а в отношении меня на школу пришло благодарственное письмо от ректората, на котором стоит подпись М.В.Сиксимовой.
Не знаю, кто так хлопотал за меня, но через какое-то время я получил награду, которая для меня является очень дорогой и престижной (впрочем, никаких других наград у меня нет). Это – Диплом «За верность профессии», подписанный ректором Института искусств им. П.А.Серебрякова Д.Р.Арутюновым. Таким Дипломом награждаются преподаватели этого института, проработавшие на его кафедрах 40 лет. На моем стоит №20. Не знаю, есть ли такой Диплом у кого-нибудь из преподавателей школ. Мне его вручала Марина Васильевна Сиксимова.
В 2010 году я провел творческий отчет, посвященный 45-летию педагогической деятельности и 70-летию со дня рождения. Вот его афиша.
По окончанию учебного года я собирался уйти на пенсию, но директор школы уговорил меня поработать еще, как ценного работника с высшей педагогической квалификацией.
В июне 2014 года на последнем педсовете директор школы обязал всех преподавателей освоить пользование компьютером в соответствии с новым Законом об образовании. Мне это удалось лет на пять раньше, что открыло для меня новую сферу профессиональной деятельности. На своем творческом отчете я подарил своим школьным коллегам-теоретикам брошюру «Мое покаяние М.И.Глинке». Еще в феврале 2010 года у меня вышла пособие по сольфеджио. Для себя я наметил план дальнейшей издательской деятельности в сфере музыковедения и местного краеведения. В 2011 году вышла книга «Мой Дон-Кихот из Киквидзе», рассказывающая о создателе уникальной музыкальной школы Александре Ивановиче Джевело. В 2012 году состоялась презентация книги «Судьба казака Василия Кирпичева» о еще одном моем земляке. Итоги моей 4-хлетней работы с детьми-композиторами в ДШИ №7 им. М.Балакирева я изложил в брошюре «Концерт в госпитале ветеранов», которую впервые презентовал на Всероссийской научно-практической конференции в ВГИИК 13 июня 2013 года. В конце года вышел расширенный вариант книги под названием «Большой концерт в госпитале ветеранов». Последняя моя книга – «Забытое имя Волгоградской культуры. Композитор Виктор Семенов». Попробую я собрать вместе обложки моих книг, в том числе тех нотных сборников, составителем и продюсером которых был еще в 90-х годах.
Посмотрите на афишу моего творческого отчета. Рядом со мной стоит женщина, которую зовут Дэя Григорьевна Вразова. Это – та самая моя помощница, с которой мы собирали детей на концерты симфонического оркестра в ДК Кирова. Мы с ней соседи. Нас объединяет еще то, что мы оба заканчивали машиностроительный факультет политеха. Она раньше меня, выйдя на пенсию, освоила компьютер и стала писательницей-поисковиком. Книга «Память и боль людская» объемом в 450 страниц у нее вышла еще в 2007 году. Она первая, не дожидаясь музыковедов с дипломами, издала книгу «Мой компас земной», основная часть которой посвящена А.Н.Пахмутовой. Её книги предварительно печатались в журнале «Отчий край», и Дэя Вразова является лауреатом Литературной премии этого журнала. Член Союза журналистов. Так что, когда кто-нибудь меня спрашивает, кто я такой, я отвечаю: сосед Дэи Вразовой.
И вот она, работая над книгой о Пахмутовой, попросила у меня материалы про нашу землячку, которые у меня есть. То, что я дал, это – почти два мешка. Плодовитую бабушку-поисковика присмотрели ребята из Интернета. У самой Дэи Григорьевны Интернета нет, а эти ребята открыли ей сайт и стали на нем размещать ее работы. И в этот поток публикаций в Интернете «заодно» стали попадать и мои материалы. Когда я сам освоил Интернет, стал робко в него заходить, то с удивлением увидел и фотографии, где мы с В.Мигулей, и отчеты о работе Филармонии школьника, и фельетон «Я не могу иначе» (по поводу заметки в «АиФ» о приезде А.Пахмутовой в Волгоград в 2007 году). Я потом подсчитал, что на сайте «Дэя Вразова» (наберите в Яндексе) 24 страницы моих материалов. Дэя Григорьевна замолвила за меня словечко перед своими администраторами, и осенью 2012 года у меня появился собственный сайт. Моя деятельность приобрела совсем иное значение, и иные масштабы. Теперь все, что я наработал, становится достоянием всемирной паутины. Все мои методические работы, частично и книги, все мои мемуары теперь любой пользователь может найти на моем сайте. Самое ценное, что на моем сайте люди из других городов могут найти интересные рассказы о событиях музыкальной жизни Волгоградского региона. Вся моя профессиональная жизнь приобрела новый смысл. Вполне возможно, что из тысячи преподавателей музыкальных школ я окажусь первым, кто теперь имеет такую возможность реализовать свой опыт. Скажу Вам, что мне удалось сохранить архив композиторской секции ОНМЦ, фотографии, аудио- и видеозаписи концертов. К 70-летию Победы я планирую рассказать на своем сайте о волгоградских композиторах- фронтовиках.
Мой, как и любого другого человека сайт, имеет счетчик, который регистрирует каждого пользователя, который на него зашел. Регистрируется страна, и регион входящих. Сегодня 11 января 2015 года. Я открываю счетчик. Сегодня 10 заходов. А общее число – 6274 (шесть тысяч двести семьдесят четыре). Нажимаю графу «Страны». Открывается диаграмма. Нажимаем США. Открывается Калифорния. Здесь живут мои постоянные клиенты. Нажимаем Украина. Открывается Днепропетровская область. Нажимаем Россия. Видим:
Больше всего заходов из Москвы. На втором месте – Архангельская область, на третьем Краснодарский край. По одному заходу – из Свердловской и Московской областей.
География невероятная. Какие только страны не заходят! Даже такие экзотические, как Уругвай, Монголия. Попасть на мой сайт можно, набрав в Яндексе мои Ф.И.О. И там все откроется. А по латыни адрес такой: http://www.v-madyanov.ru
Заканчиваю свое письмо, уважаемый Виктор Петрович фотографией из архива, снятой на концерте в 80-х годах. Желаю Вам здоровья и успехов во всех Ваших начинаниях.
Владимир Александрович Мадянов.
11 января 2015 года.
(подсказка для пользователей: на фото Валентина Рязанова – мама В.П.Гепфнера; в тексте «молодой директор Иловлинской ДМШ» - П.П.Гепфнер, отец В.П.Гепфнера, ныне зав. отделом культуры Администрации Иловлинского района).